Упаковка товара является одним из самых мощных и действенных средств воздействия на покупателей в местах продажи. Сегодня, в условиях рыночной конкуренции, упаковке отводится одно из ведущих мест. Наряду с названием и ценой, она играет огромную коммуникативную роль и значительно облегчает продвижение товара: облегчает узнавание товара, помогает позиционировать товар, формирует и укрепляет отличительные черты товара, вдобавок является неотъемлемым элементом бренда. Если для каждого товара формирующегося бренда упаковка будет различной, то потребитель хуже будет ориентироваться при его выборе. В условиях  перенасыщенного информацией рынка покупатель испытывает постоянное давление со стороны рекламы, и в этом случае упаковка, которую он видит в местах продажи, является аргументом в пользу покупки того или иного товара. Упаковка представляет собой важнейший составной элемент товара в восприятии потребителя . Ее значимость постоянно возрастает в силу роста заинтересованности потребителей в удобствах, повышение роли самообслуживания, расширение марочной продукции, развития технических возможностей и т.д.

Важнейшими функциями упаковки являются следующие:

  • защитная (предохранение от повреждений);
  • локализационная (формирование рациональных по массе и объему единиц товара);
  • обеспечение удобства при использовании продуктов;
  • коммуникационная .

Коммуникационная функция занимает главную роль в маркетинговых коммуникациях.

Маркетинговые коммуникации – способы и формы передачи информации о товарах и услугах целевой аудитории, т.е. определенной группе людей, которые имеют возможность реагировать на эту информацию .

Упаковка должна нести всю необходимую информацию о товаре. Она обеспечивает идентификацию продукта, информирует потребителя об особенностях товара, побуждает его приобрести данный товар. Этому как раз предшествуют реклама и продвижение продукта другими способами. Она должна быть прямо связана с формой, содержанием, а также с напечатанным текстом и художественным или дизайнерским оформлением товара. При помощи успешно разработанной и созданной упаковки могут быть представлены как концепция качества продукции, целостности, так и вызванные определенные ощущения, например, мужественности или женственности, товара детской направленности, для конкретной целевой аудитории.

Упаковка – это своеобразная деталь, которая в первую  очередь «бросается» в глаза и наглядно демонстрирует специфику продукта. С этой точки зрения она прежде всего призвана:

  • идентифицировать продукт по его обычному, узаконенному наименованию. Вдобавок к этому она идентифицирует продукт по его качеству, неся на себе имидж компании. Качество продукции, которое компания пытается поддерживать, также может быть выражено упаковкой;
  • информировать покупателя о том, что представляет из себя продукт и как его использовать. Она должна содержать перечень ингредиентов, инструкции к использованию продукта, указания о хранении продукта;
  • побуждать покупателя к приобретению продукта. Производитель продукта может использовать многие способы достижения этой цели с помощью упаковки.

В ряде работ американских авторов упаковка называется «молчаливым торговцем». Действительно, многие исследования и наблюдения подтверждают, что покупательный импульс на месте продажи товара срабатывает прежде всего благодаря упаковке, т.е. внешнему представлению товара. Это особенно заметно в том случае, когда реклама и изображение, представляющее продукт, согласуются с видом упаковки, а упаковка ярко представляет компанию, продукт и создает определенный имидж товара в торговом зале.

Хорошо разработанная упаковка обладает определенной ценностью с точки зрения удобства – в глазах потребителей, и с точки зрения продвижения товара в глазах производителя. Таким образом, можно сказать, что упаковка стала действенным инструментом маркетинга. Наличие у  товара «походящей» упаковки напрямую влияет на продажи, помогает привлечь более широкую аудиторию покупателей.

Статья на тему Упаковка товара