Бренд является важным фактором конкуренции, поскольку обеспечивает не только идентификацию товара, укрепляя позиции относительно товаров заменителей, но и способствует формированию устойчивой лояльности потребителей приверженность покупателей в отношении данной марки товаров, снижая чувствительность к цене. Степень лояльности покупателя характеризуется его приверженностью к определенному продуктовому бренду и измеряется обычно числом повторных покупок продукта. Высшей формой лояльности потребителей является почитание бренда – продукта, который потребители предпочитают и приобретают, не руководствуясь принципами «цена–качество».

Разная степень удовлетворенности обусловлена разными причинами и требует различных методов улучшения. Как показали исследования, существуют основные составляющих воздействия на удовлетворенность потребителей:

  • основные черты продукта или услуги, которые потребители ожидают от всех ваших конкурентов;
  • основная система обслуживания продукта и его поддержки;
  • способность компании компенсировать ущерб;
  • способность организации удовлетворять персональные запросы потребителей (либо дифференцировать товар).

На наш взгляд, управление брендом должно носить стратегический характер. В долгосрочном проекте правильно построенный образ бренда должен вызвать подъем силы бренда, которая в свою очередь обеспечит в будущем надежную и стабильную добавленную стоимость товара.

Под управлением брендом понимается процесс наблюдения и воздействия на его развитие посредством реализации определенного комплекса методов, применяемых в соответствии с этапами существования бренда.

В своей работе Бобриков О.В. утверждает, что процесс бренда формируют две стадии:

  • Процесс создания бренда. Основная задача маркетологов предприятия на данной стадии – оценить рыночный сегмент, определить запросы и желания потребителей, а также потенциал и возможности компании, которая владеет брендом. Анализ всех этих перечисленных составляющих позволяет сформулировать основные характеристики и позицирование бренда, которые затем проявляются в имени, визуальных атрибутах и коммуникациях бренда.
  • Процесс управления жизнью бренда. После разработки бренда начинается длительная и сложная стадия, связанная с управлением брендом. Сильные бренды появляются, если предприятие строит всю свою деятельность, ориентируясь на ценности и обещания тренда. Товары, услуги, коммуникации, корпоративная культура предприятия, отношения с клиентами и сотрудниками – все должно быть построено так, чтобы продвигать и поддерживать бренд.

На наш взгляд, Динни К. более подробно изложил последовательность стадий жизненного цикла бренда.

  • Создание бренда, или его внедрение на рынок. Данный этап характеризуется самыми значительными затратами на его осуществление, поскольку связан с проведением исследований рынка, спроса, потенциально возможного объема продаж. Затраты на осуществление таких исследований могут быть настолько высоки, что способны принести убытки;
  • Рост (развитие) бренда. Данный этап представляет собой активное внедрение бренда на рынок, характеризующееся увеличением расходов на маркетинговые мероприятия. Рост популярности бренда влечет увеличение объемов продаж, что, в свою очередь, может привести к превышению спроса над предложением;
  • Зрелость бренда. Этот этап является логичным продолжением предыдущего, при сокращении затрат на поддержку бренда. Лояльный потребитель не нуждается в  дальнейших мероприятиях по продвижению бренда, за счет чего компания может направить усилия на расширение своего сегмента на рынке;
  • Завершение существования бренда, его угасание. Характерными чертами данного этапа существования бренда является уменьшение доли на ранке, снижение объема продаж, отсутствие интереса к бренду со стороны потребителей. В это время предложение существенно выше заявленного спроса, финансовая отдача от бренда сокращается, а реклама не способна повысить заинтересованность потребителей в нем. При отсутствии мер по реанимации бренда он прекращает свое существование.

Нельзя не согласиться с данной точкой зрения.

Принципы разработки и продвижения брендов

Как утверждает Кононова Е., что для достижения высоких результатов обеспечивается соблюдением ряда принципов при разработке и продвижении брендов, к которым относят:

  • принцип лидерства в категории – развитый бренд является одним из лидеров на рынке либо по количеству покупателей (количество покупателей бренда зависит от количества знающих бренд), либо по объемам получаемой прибыли. У развитого бренда потребителей может быть меньше, чем у конкурентов, но за счет разницы в цене, эти потребители приносят развитому бренду больше денег;
  • принцип создания лояльных покупателей – более половины тех клиентов данной продуктовой категории, которые имели опыт использования данного бренда, покупают данный бренд потом чаще всего;
  • принцип единообразного восприятия бренда, то есть все клиенты на рынке должны покупать данный бренд по одной или нескольким причинам, определенным на этапе определения сущности бренда;
  • принцип относительности цены бренда – продукция под брендом всегда стоит дороже продукции под обычной торговой маркой вне зависимости от его реальной себестоимости.

Следовательно, основу стадий жизненного цикла бренда формируют различные принципы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here