Депутатский мандат определение, широко используемое как в юридической науке, так и в законодательстве. Неоднозначное понимание данного феномена политико-правой жизни обусловлено определенной ролью депутата как представителя интересов народа, и как должностного лица. Депутатский мандат в юридической науке употребляется в четырех смыслах:
- документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица;
- вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания;
- правовой статус депутата в целом;
- один из элементов правового статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном органе.
Существует мандат императивный и свободный. Первый тип получил свое развитие в Средние века, второй в Новое время, после буржуазных революций. Императивный мандат – это мандат с ограничениями и форма ответственности, которая предусматривает безусловное выполнение приказов избирателей под угрозой отзыва. В свободном мандате депутат признается представителем всего народа, он не обязан отсчитываться перед избирателями, отсутствует возможность отзыва. Во времена первой Государственной Думы в России мандат был свободным, после прихода к власти большевиков в 1917 году были установлены и в дальнейшем закреплены в Конституциях СССР и РСФСР элементы императивного мандата. В современной России в Конституции РФ нет прямого указания на характер депутатского мандата, но Конституционный суд РФ в 2002 году устранил этот пробел и позволил депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью.
Также необходимо отметить, что эффективность депутатского мандата зависит от множества факторов, таких как политическая и экономическая обстановка, культурные особенности и традиции, поэтому государство самостоятельно должно выработать наиболее подходящую концепцию взаимодействия народного избранника с избирателями. На сегодняшний момент в РФ аспект типа депутатского мандата является неопределенным.
В Конституции РФ нет прямого указания на императивный или свободный мандат, но существует Постановление Конституционного суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9 – П, которое позволило депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью, оно установило так называемый принцип свободного мандата. Несмотря на это, депутаты Государственной Думы уже пытались, и пытаются внести императивный мандат, и некие его элементы, в современную парламентскую практику.
Нельзя не сказать о том, что с приобретением депутатского мандата посредством тайного и всеобщего равного голосования граждан достигших совершеннолетия и обладающих активным избирательным правом, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Элементы статуса депутата выступают способом конкретизации депутатского мандата, вид которого влияет на права, обязанности и ответственность депутатов, а также гарантии их деятельности.
Депутат – это представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия.
Приобретение и утрачивание депутатского мандата регулируется такими законодательными актами как Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Некоторые поправки были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации».
После проведения процедуры выборов в Государственную Думу, где граждане, обладающие пассивным правом, могли выдвигаться в качестве кандидатов непосредственно или в составе федеральных списков, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Срок его полномочий начинается со дня его избрания и прекращается со дня работы Государственной Думы нового созыва, кроме определенных исключающих обстоятельств, описанных в статье 4 Федерального закона о «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
При досрочном прекращении полномочий депутата государственной Думы происходит в соответствии со ст. 96 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» замещение вакантных депутатских мандатов.
Необходимо отметить тот факт, что гарантии депутатской деятельности, призванные обеспечить эффективность парламентской работы, дают возможность народному избраннику быть активным участником осуществления государственной власти в стране.
Исследователи выделяют организационные, трудовые, материально-финансовые гарантии, а также депутатский иммунитет. К первому типу относятся гарантии, назначение которых организовать полноценную и эффективную деятельность депутата Государственной Думы. Например, это ограничение на занятие коммерческой деятельностью или беспрепятственное посещение органов власти, воинских частей и организаций. Право на прием в первоочередном порядке у руководителей органов власти, а также различных организаций и. т. д. Основной задачей трудовых гарантий является охрана трудовых прав и интересов депутатов Государственной Думы.
Депутатский индемнитет или материально-финансовые гарантии призваны обеспечить материальную независимость народного избранника. Это вознаграждение за его труд и специальные социальные гарантии. Иммунитет же в свою очередь важнейшая правовая гарантия деятельности депутата, представляющая собой повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций. Таким образом, это невозможность ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции Государственной Думы.
Права и обязанности депутата Государственной Думы РФ, установленные в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в Постановлении «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , призваны организовать эффективную депутатскую деятельность, главной целью которой является удовлетворение интересов и нужд граждан. Права и обязанности народного представителя можно разделить на связанные с его деятельностью в представительном органе власти, и в отношении с избирателями.
К первому типу относятся права на участие в законодательной деятельности, участие в деятельности комитетов и комиссий, а также право на парламентский и депутатский запрос, на первоочередной прием в органах власти и организациях, право на распространение и получении информации.
К обязанностям мы можем отнести: обязательное посещение заседаний Государственной Думы, соблюдение парламентской этики, а также предоставление ведений о доходах. Ко второму типу прав и обязанностей депутата Государственной думы относится взаимодействие народного избранника с гражданами. Это происходит через прием граждан, получение обращений, встреч с избирателями и постоянное поддержание связи с населением. Основной целью этой деятельности выступает как раз таки удовлетворение потребностей и нужд граждан. Так как на сегодняшний день мандат в РФ является свободным, депутат не может быть отозван, не связан наказами с избирателями, а является представителем всех граждан России в целом.