Резкое социально-экономическое развитие Китая и внезапное лидерство в региональном и даже глобальном масштабе «рождают» естественный вопрос о том, что этому способствует. Унаследовал ли сегодняшний Китай предпосылки к экономическому успеху у Китая периода Мао Цзэдуна? Какое влияние идеи Мао Цзэдуна оказали на развитие Китая и всего региона Юго-Восточной Азии? И ожидает ли подобный успех те государства, которые пошли по «маоистскому» пути?
Стоит начать с того, что представляет собой «маоизм» и с чем его едят. Маоизм – это система идеологических установок Мао Цзэдуна. Фундаментом для такой системы послужил национализм и великоханьский шовинизм эпохи Цинь Шиньхуана. Сам феномен «маоизма» я предлагаю рассмотреть посредством работы Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно «Диалектика просвещения», где понятие «идеология» было развито до понятия «культуриндустрия».
Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века Антуаном Дестюд де Траси для обозначения учения о идеях, понимаемых им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Второе рождение «идеология» получила вместе с доктринами Карла Маркса как надстройка, зависящая от базиса и выражающая специфические интересы отдельного класса, выдаваемых за интересы всего общества через ложное сознание.
Итак, к слову о «культуриндустрии». Хоркхаймер и Адорно видели ее проявление через запреты, с помощью которых она учреждает свой собственный язык, со своим «синтаксисом» и «вокабулярием», и зачастую смеет называться Просвещением. К общим характеристикам М. Хоркхаймер и Т. Адорно также относят отношение к прошлому, выражая его общим тезисом «колеса машины вращаются на одном и том же месте», пока любовь народа к общей идее опережает креативность правящего верха.
Мною было замечено, что «идеология» достигает уровня «Просвещения» посредством популяризации или некоторых инструментов. Подходов к таким инструментам как популяризация или пропаганда очень много. К примеру, Большая советская энциклопедия интерпретирует пропаганду как «распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности». Французский философ и неолуддист – Жак Эллюль – видел популяризацию в качестве «заранее спланированного и целенаправленного духовного воздействия на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведёт пропаганду» – контроль за мышлением и поведением.
Что касается, маоизма, то это политическая практика, которой подчинена вся теоретическая деятельность. В этом отражается задача маоизма – «фракционная борьба за власть» сначала на региональном уровне, а далее и на международном в коммунистическом и национально-освободительном движении. Эти задачи вместе с концепцией Срединного государства планировалось реализовать посредством более искусной науки, к которым Мао Цзедун относил социализм. Посредством популяризации, маоизм «дошёл» до философской догмы. Пропаганда, являясь средством манипуляции массовым сознанием, исключила потребность обычного жителя Китая в собственной мысли. А Мао Цзэдун, как сторонник некой идеологической конструкции, отрицал всякое увещевание, чем его идеологическая система абсорбировалась в мировоззренческих шаблонах.
Маоизм заимствовал те или иные стороны конфуцианства, легизма, китайского буржуазного шовинизма, утопического социализма, анархизма и троцкизма.
Распространению любой идеологии способствуют характеристики определенного общества, в которое ассимилируются идеологические постулаты. Благополучной ассимиляции способствуют социальная реальность, разобщенность социальной структуры, сложившаяся негативным образом, внутренняя и внешняя политика, а также неудачи экономических практик.
Маоизм отражал субъективные интересы мелкой буржуазии как на стадии зарождения, так и на стадии становления. Начало XX века – время разложение феодализма и становление капитализма приняло ускоренный темп. Процесс вытеснения феодальной системы осложнялся постепенным превращением Китая в полуколонию, в следствии сильной экономической зависимости от империалистических держав. В результате жесткой эксплуатации возникло быстрое обнищание крестьянства и разорение землевладельцев. Классовые антагонизмы не признавались, а конфуцианские идеи продолжали сохраняться в качестве традиций и играли весомую роль в сознании населения, притупляя тем самым классовое сознание провиденциализмом и патернализмом, оставшиеся наследием легизма и даосизма. Поэтому всем социальным конгломератам была свойственна враждебность ко всему «некитайскому», иностранному.
После Опиумной войны Китай переживал время внутренней смуты. Кроме того, на Западе стране «угрожали» европейские державы, на севере – экспансионистская Россия, а на востоке – Япония, не желающая сохранять древние институты Китая. Предотвратить внутренние волнения и визиты представителей иностранных государств династия оказалась не в силах, поэтому власть в Китае вновь распалась на группировки – после 1912 г. эпоха «Воюющих государств» возобновилась. Позже в 1916 г. Юань Шукаем, приемником Сунь Ятсена, была совершена тщетная попытка объединить страну, после чего вся власть окончательно перебралась в руки региональных властей и милитаристов; ситуация переросла в гражданскую войну и поражение гоминьдановский войск на материке.
Совокупность всех выше перечисленных событий порождала поиски иного «третьего пути». Теория Мао Цзэдуна «Новая демократия», основанная на опыте Октябрьской революции 1917 г. в России, выражала требования той социальной реальности в стране. Но Мао развернул теорию не только для Китая, но и для всех стран «третьего мира» в принципе.
Значительную нишу занимают инструменты популяризации. В рамках Китайской народной республики это были «Культурная революция», «Большой скачок», неизгладимый след журналистской деятельности, а также политика «трех красных знамен», которая представляла собой сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства в скорейших темпах.
На пленумах поднималась полемика «надутых успехов», создавались проекты по «социалистическому воспитанию» – в деревни были направлены специально организованные рабочие бригады, «вылавливающие антисоциалистические элементы». Кампания ставила своей целью еще большее распространение в сознание самого широкого слоя, крестьянства, маоцзедуновские взгляды на заре социальноэкономическое развития. Позже в 1964 г. Мао усилил вертикаль власти, реформировав весь аппарат «командным стилем работы» – все назначались и подчинялись только Мао, кадры подбирал тоже он. Вместе с тем началась кампания «военизации». Началась массовая агитация древнекитайских трудов: «Учиться у Лэй Фэна», «Учиться у Цзяо Юйлу», «Учиться у народноосвободительной армии Китая». Кто они такие? «Подвижники». К примеру, Лэй Фэн – обычный выходец из батраков, который одиозно восхвалял Мао, его идеи, благодарил за скромную жизнь и возможность помогать другим.
Цель всей популяризации маоизма, как и любой идеологии того периода отката демократии, – воспитать народ безликой массой, отказавшейся от всякого проявления индивидуализма; сделать народ податливым и ведомым. Народ заставляли заучивать наизусть цитаты Мао Цзэдуна, его высказывания. Газеты 1965 г. активно пропагандировали историческую миссию Китая, его особенный путь, ради которой «можно привести себя в жертву». Иностранным государствам приписывался «сговор» с американским империализмом, направленный в первую очередь на китайский народ, его суверенитет, на целостность национального государства, поднимая тем самым широкомасштабное националистическое движение.
На трансформацию маоизма в среде новообразовавшихся стран коммунистического толка оказали весомое влияние отношения с Советским Союзом и Китаем. В геополитической обстановке Холодной войны и географическим расположением территорий будущее этих стран было очевидным.
Вьетнам
Приход к власти партии Хо Ши Мина показал, что китайсковьетнамские отношения натянутыми. Партия проецировала идеи троцкизма и марксизмаленинизма в установление идеологической платформы Вьетнама, в то время как маоизм позиционировался ответом на «импортный марксизм». Этноцентризм не достигал могущественной силы как в остальных странах ЮгоВосточной Азии и власти изначально были нацелены на «путь до социализма». После затяжной борьбы за независимость единственной идеологией Вьетнама являлся «рыночный социализм», не мешающий процветанию культа личности. Задача Хо Ши Мина состояла в закреплении целостности страны посредством административного, социальноэкономического и идеологического ресурсов.
КНДР
Китай непосредственно и Советы – опосредованно, представили корейскому народу нового правителя Ким Ир Сена, не воспринимая его всерьез. И КНР, и СССР стремились использовать власть Ким Ир Сена в качестве инструмента, готового пойти против Штатов, но в планы Ким Ир Сена входило лишь объединение Кореи под коммунистической эгидой. Первый руководитель КНДР подчеркивал самостоятельность страны от «экспантов» сталинизма и маоизма, на чем, собственно, и основывается государственная идеология «чучхе» (собственный путь). Возвращаясь к «чучхе», стоит заметить, что после опубликования труда Ким Ир Сена «Об идеях чучхе», количество универсальных установок в кимерсизме уменьшалось, и главенствующую нишу начал занимать традиционный корейский национализм, а на смену продолжению идей Маркса и Энгельса пришло продолжение корейской традиционной философии.
Китай сегодня нельзя назвать коммунистической страной, конституция дефакто лжет, сегодняшняя действительность больше похожа на конфуцианский капитализм, не отходящий от традиций, а лишь модернизируя их под требования современности. То же касается и Вьетнама, но КНДР остались доказывать всему миру силу своей бесконтрольной, незыблемой власти.
Глобализация и развитие геополитической науки потребовали отказа от изоляцинизма, приводящего к стагнации. А в коммунистическую среду успешно проникает западный индивидуализм, без которого рынок не может существовать.
В тоже время, популяризация идей Мао Цзэдуна все еще актуальна для некоторых стран Азии. К примеру, Непал, где оформлено целое политическое движение «Непальских маоистов», представляющая собой совокупность коммунистических партий. А в 2008 г. лидер маоистов Непала, Пушпа Камал Дахал, был избран премьерминистром страны. Но даже в Непале маоизм сильно редизайнирован.
Подводя итоги дескрипта моего исследования, стоит отметить, что маоизм как таковой умер в 1976 г., вместе с «великим кормчим», далее он преобразовывался в рамках современных стандартов, стандартов более демократичных политиков и приевшегося голода.