В первую очередь, стоит отметить, что тема истории России на телевидении раскрывается в разнообразных жанрах. Она затрагивается в сюжетах в новостных выпусках (например, серия сюжетовисторических справок, посвященных городамгероям в преддверии семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне в новостях Первого канала), в документальном кино. Этой теме посвящены многие сериалы (сериал о Екатерине II производства Первого канала и России 1), а также создаются отдельные телеканалы («Документальное кино»), которые посвящены проектам, где раскрывается тема истории России. Подобное можно объяснить ростом патриотического духа у граждан нашей страны, что немаловажно, а также большим интересом граждан к знанию истории своего государства. О первом говорила в своих статьях Ирина Петровская, например, в одной из последних статьей о присоединении Крыма к России [«Остров Крым»].

На российском телевидении наблюдается рост производства и рост трансляций документальных фильмов, которые посвящены в том числе и новейшей истории Российской Федерации, например, фильм «Крым путь на Родину», производства телеканала России 1, который посвящен событию принятия полуострова Крым в состав Российской Федерации от 18 марта 2014 г. [Закон от 20 марта 2014 г.]. В связи с изменениями политического строя и принятия новой конституции 1993 г. (статья, в которой говорится о свободе слова глава 2, статья 29, пункт 1 Конституции РФ) [Конституция Российской Федерации], телевидение стало раскрывать и транслировать факты из нашей истории периодов разного времени, о которых могло не говорится раньше, например, в советское время.

Следует отметить и быстрое изменение телевидения, обусловленное ростом технических возможностей, что позволяет журналистам иначе работать над созданием документального кино. Немаловажно, что среди ученых увеличился интерес к изучению документальных фильмов. Это объясняется тем, что наука стремиться переосмыслить место неигрового кино как жанра в науке, так как все пособия, учебники посвящены изучению документального кино советского и постсоветского периода. Материалы становятся, в большей степени, не актуальны и устаревают при применении их к фильмам, снятым в 21 веке, которые раскрывают в себе факты новейшей истории, а также новые особенности и специфику работы журналиста над документальными картинами.

 

Документальное кино – это сложный жанр, работа над которым над которым занимает долгое время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создается сценарий. Документальный фильм обладает многообразной структурой: используются репортажная съемка и постановочная съемка, интерьерные и натурные съемки, фотоматериалы и архивные видео [Бэдли Х, 1972, С. 140].

Документальное кино включает в себя разные виды [Кругосвет]: кинофиксация для специальных целей (научные съемки, видеонаблюдение, милицейские протоколы), событийная хроника, кинолетопись, авторская журналистика. Последний вид также подразделяют на многие жанры: киноисследование, кинодневник, киноочерк, кинорепортаж, социальная кинопублицистика, кинопутешествие, фильмпортрет. Документальные фильмы видоизменяются: появляются новые, экспериментальные – на стыке игрового и неигрового кино или различных жанров кино документального, или при скрещивании жанров кинематографических с литературными и музыкальными.

В ходе работы в соответствии с поставленной целью были определены сущность и специфика документального кино:

  1. Документальное кино рассказывает о реальной жизни людей.
  2. Многообразие его структуры, что значительно отличает от обычного понятия кино. При создании художественного фильма редко используется фотоматериалы и архивные видео.
  3. Одна из особенностей заключается в определении «неигровое кино», в котором говорится об отсутствии актеров в фильме, то есть акцент делается на показе реально произошедших событий (если говорить о современном документальном кино, то проскальзывает такая техника как реконструкция событий – то есть, сыгранные действия, когдато произошедшие).
  4. Документальное кино включает в себя и долгую режиссерскую работу, обладает многообразной структурой и разными видами.
  5. В создании документальной картины нужно учитывать выбор жанра, замысел, тему, идею фильма, примерное написание сюжета, композицию предстоящей работы, приемы монтажа, выбор музыки и звуков.

Анализ снятых журналистами документальных фильмов, вышедших в эфир в 2015 г. в аспекте раскрытия темы истории России показал, что в современных документальных картинах история России раскрывается:

  • В контексте предстоящих или уже произошедших событий. (15 лет президентства В.В. Путина, первая годовщина присоединения полуострова Крым к Российской Федерации).
  • В контексте волнующих общество тем. (Фильмы «Щит России» и «Победоносец» авторской программы А. Мамонтова).
  • В контексте отношений Российской Федерации с международных сообществом. (Фильм «Миропорядок» В. Соловьева, «Россия и Китай. Сердце Евразии» А. Денисова).
  • В контексте одного образа (Образ В.В. Путина в фильме «Президент», образ республики Крым в фильме «Крым путь на Родину» А. Кондрашова, образ города Сочи в фильме «Сочи. Курорт с олимпийским размахом» С. Третьяковой).
  • В контексте обсуждения мировой проблемы («Миропорядок» В. Соловьева).

Специфика отечественных документальных фильмов, посвященных теме истории России, на примере работ телеканала «Россия 1» заключается в том, что в картинах отображаются события новейшей истории, в различных ее контекстах. Отображается через призму характеров лидеров государств, характера международных отношений, тем, которые обсуждаются в мире, и событий, которые затрагивают так или иначе нашу страну. Однако, стоит сказать, что факты из прошлого не забываются, а раскрываются в разнообразных контекстах, ищутся различные точки соприкосновения и темы, которые были еще не затронуты на телевидении. Современное документальное кино – это комплекс работ, которые затрагивают в себе факты истории нашей страны, как и прошлого времени так и настоящего.

При создании документального фильма об истории современной России подходы журналистов заключаются в:

  1. Использовании нескольких методов при создании фильмов: метод интервью («Крым путь на Родину» А. Кондрашова, «Миропорядок», «Президент» В. Соловьева), реконструкции событий, метод репортажной съемки.
  2. Использовании нескольких жанров одновременно (например, очерк и событийный).
  3. Использовании разнообразных элементов композиции, художественных методов построения фильма, несмотря на то что картины принадлежат к жанру документалистики.
  4. Использовании в работе архивных материалов и видео, вырезок из газет и цитат (фильм «Президент» В. Соловьева), соблюдение, в большинстве случаев, принципа хроникальности.

Была выявлена также и индивидуальная авторская специфика.

Авторская специфика отличается тем, что журналист в своей работе может выглядеть как один из героев документального фильма, восприниматься зрителем его составляющей частью, а может служить проводником между рассказчиком и зрителем. Это зависит от методов создания картины, от ее замысла, темы и идеи, которые автор закладывает в основу фильма.

Можно сказать, что работа над документальным фильмом – это сложный и трудоемкий процесс, который включает в себя множество элементов. Документальные фильмы могут относиться к нескольким жанрам, могут быть созданы при помощи нескольких методов. Хронометраж в основном зависит от составляющей картины и от замысла, которого автор закладывает в свою работу. На неигровое кино влияет и его ближайший жанр – художественный фильм, это различается в применении такого метода как реконструкция событий, который становится востребован в длинных картинах. Подобное может передач чувства и переживания героев, что помогает еще больше стереть грань между документальным и художественным фильмом перед зрителем. Документальные фильмы могут отличаться по эмоциональной составляющей, с помощью которого строиться зрительское впечатление, могут отличаться по принципу композиции и хронометражу.

Таким образом, можно сказать, что документальный фильмы в основном раскрывают события новейшего времени, созданы при использовании разных методов. Однако в их содержании используются, как и новые, так и старые приемы: такие как архивные видео и метод реконструкции событий. Основной функцией современного документального кино, в ходе анализа работ, можно назвать фиксацией важнейших моментов истории России для будущих поколений. Картины могут сочетать в себе хронику, упоминать большое количество дат, но не служат угнетающими, а при использовании какихлибо эмоциональных средств заставляют зрителя сопереживать героям, что является один из новаторских приемов. Это объясняется тем, что во многих фильмах при приеме реконструкции событий составление закадрового текста включает в себя проявление человеческих эмоций.

Выявление авторской специфики можно обозначить поразному, что характерно от работы журналиста над фильмом и функции, которую он в себе несет. Журналист может быть связующим звеном между персонажем и зрителем, помогать героям в проявлении своих эмоций, задавать ненавязчивые вопросы. Может наоборот участвовать в дискуссии и рассуждать с героями на тему, что затрагивается в документальном фильме. Может быть героем фильма ставить перед собой вопросы, на которые собирается найти ответы в процессе своей работы.

Стоит приметить такой факт, что при увеличении хронометража увеличивается и состав коллектива, что работает над созданием фильма (это объясняется результатами анализа фильмов «Президент» и «Миропорядок»). Поэтому некоторые факты, например, выбор композиции, место съемок, ракурсы в кадрах, цвета, можно отнести к специфике телеканала, нежели к определению авторской специфики.

Статья на тему история России на современном телевидении