Современная молодежь значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором. Через средства массовой информации сегодня человек не только получает необходимую ему информацию, но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы, и многое другое. Средства массовой информации вышли за пределы своего изначального предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения.

Поэтому в политике телевизионного канала, особенно национального, должны присутствовать направления, оценивающие и подчеркивающие влияние нравственных программ воспитательного характера для молодежи. Программы, направленные на воспитание национального самосознания у молодых людей, могли бы быть той базой, на которой можно строить дальнейшую идеологическую платформу для «поколения Пи». К сожалению, программ укрепляющих и развивающих национальное самосознание на сегодня не так много. Национальное самосознание – многогранное образование человеческой субъективности, на основе самоосознания причастности к народу, нации, этносу побуждающее к национальному самоосуществлению.

В структуру национального самосознания входят национальная идентичность, представление о типичных чертах своего сообщества, историческом и территориальном единстве, а при определённых условиях – и о государственном единстве, осознанное отношение к ценностям нации, ориентация на них. Региональное телевидение делает попытки воздействовать на национальное самосознание молодежи. Безусловно, федеральные каналы обладают рядом преимуществ, но нельзя недооценивать инструментарий воздействия регионального канала. Родная речь (язык), фольклор, традиции и национальный колорит – неотъемлемые элементы воздействия на национальное самосознание, но этого недостаточно.

В современных условиях, когда сознание молодых людей воспринимает информацию клипово, дроблено, образно, мы не можем показывать простые деревенские посиделки, молодежь требует шоу. Что касается Республики Татарстан, то сегодня проектов, направленных на развитие национального самосознания молодежи, почти нет. Нами были выбраны для анализа две программы: «Яшьләр online» («Молодежь онлайн») и «Аулак өй» (деревенские посиделки), которые на сегодняшний день выполняют эту серьезную функцию. «Аулак өй» – это телевизионное развлекательное шоуигра, цель которой – популяризация татарских народных игр, национального фольклора; возрождение исконных народных традиций, формирование национального самосознания. Это фольклорное шоу с участием коллективов РТ и РФ, популярных молодых певцов и т.д.

Вторая программа более демократичного формата. «Яшьләр online» – информационноразвлекательное, аналитическое токшоу. Это молодежное токшоу для татароязычной аудитории, где обсуждаются актуальные для молодежи темы, а также наиболее важные события, произошедшие не только в республике, но и за ее пределами. Программа проходит в неформальной обстановке, и гости передачи могут не только высказать свое мнение, но и задать вопросы другим присутствующим. Телезрители могут принять участие в опросе на заданную тему в социальных сетях. Казалось бы, на первый взгляд совершенно противоположные по структуре и концепции программы выполняют одну большую миссию – формирование мировоззрения молодежи данного региона, национального самосознания путем передачи информации о своем народе, быте, традициях, особенностях характера, проблем и их решений и т.д.

Нужно отметить, что основной аудиторией первого фольклорного шоу «Аулак ой» («деревенские посиделки») изначально были представители старшего поколения, но, соединив участников проекта (различные фольклорные коллективы РТ и РФ) с молодыми популярными представителями молодежи региона, авторы расширили возрастную аудиторию, присоединив и молодежь.

Молодежное токшоу «Яшьлэр online» («Молодежь online») широко востребовано на уровне региона, данный телевизионный продукт ждали, и он необходим молодой аудитории. Федеральные токшоу не могут охватить все интересующие региональную аудиторию вопросы, они не дают возможности быть вовлеченными в само токшоу, что и предоставляет региональное телевидение, отражающее национальные особенности и местный колорит.

Для того, чтобы определить потребности молодежной аудитории, мы провели телефонный опрос среди молодых людей в возрасте от 19 до 33 лет (50 человек: 30 женщин, 20 мужчин), который показал, что были достаточно интересные для них программы, выходящие в регионе, направленные на национальное самосознание. Это «Ачык тәрәзә» (СТС), Эфир «Лабиринт» (ТК «Эфир»), «Зәлидә», «Син – минеке, мин – синеке» (ТНВ), «Лестница» (Вариант), «Туган як», «Җидегән» (ГТРК). Результаты опроса также показали, что наиболее интересные на их взгляд программы (которые были ориентированы на формирование национального сознания), на сегодняшний день закрыты. Причина – отсутствие или недостаточность динамики и содержательности в передачах.

Также опрос показал, что критерий успеха программы «Яшьләр online» и «Аулак өй» – это «легкость», содержательность, музыкальность, развлекательный характер. Создавать проекты, отвечающие всем этим критериям с учетом содержания, направленного на развитие национального самосознания у молодежи – это большой труд.

Для анализа данных программ «Яшьлэр online» и «Аулак ой» мы выбрали выпуски 20132014 гг. Результат динамики доли телесмотрения «Яшьлэр online» и программы «Аулак ой» в 2014 г. ниже, чем в год выпуска программы (2013). Причины: регулярные повторы программ (вследствие которых программа теряет своего постоянного зрителя), неудобное для молодежи время телесмотрения и т.д. Что касается возраста зрителей данных программ, то ночное время выхода в эфир «Яшьлэр online» собирает от 37 до 60% молодых зрителей (430 лет+), а взрослых зрителей (55+) от 12% до 32%. «Аулак ой» интересен в большинстве своем старшему поколению (55+) – 73%, молодых же зрителей у программы только от 11% до 22%.

Исследования показывают, что разговоры на интересующие их темы для молодежи важнее, чем фольклорное ток-шоу. Нравственное воспитание должно проходить в программах сквозной нитью, не перегружая молодого зрителя. Так, что же для молодого зрителя означает понятие «нравственное самосознание»? Мы провели интернет-опрос на одном из самых посещаемых сайтов, чтобы выяснить представления молодежи о нравственном самосознании. В опросе участвовали молодые люди от 19 до 35 лет, которые обозначили следующие слагаемые нравственного самосознания:

  • общий язык – 230 чел.;
  • общая культура (духовные и материальные ценности) – 170 чел.; – общая религия 200 чел.;
  • общая история – 89 чел.;
  • чувство патриотизма и национальной гордости – 63 чел.; – другое – 53 чел.

Основываясь на выделенных признаках, мы провели годовой мониторинг программ, котоорый показал: 52 выпуска программы «Аулак ой» содержат все указанные признаки: национальный язык, национальная культура, чувство национальной гордости; 10 выпусков затрагивают тему патриотизма, 1315 выпусков – темы религии и истории. Эти же критерии у «Яшьлэр online» Почти во всех есть критерий – национальный язык, национальная культура (40 выпусков), религия и история (14 выпусков), патриотизм (17 выпусков).

Большое количество зрителей отметило информационную насыщенность программ, что указывает на их познавательный характер. Современные программы для молодежи, ориентированные на повышение и развитие национального самосознания, должны учитывать все приведенные в исследовании замечания. Только таким образом региональные электронные СМИ смогут достичь основной цели – участвовать в воспитании нравственного самосознания у молодого поколения.

Проведенное исследование показало роль регионального телевидения в формировании национального самосознания у молодежи, важность создания программ с национальным колоритом, в то же время отвечающих всем требованиям молодежных программ. Программы, ориентированные на нравственное воспитание молодого поколения, не могут быть коммерческими и преследовать цель – зарабатывать деньги. В первую очередь, такие программы должны контролироваться законом и поддерживаться государством. Основной фактор, формирующий национальное самосознание молодежи – это язык, поэтому нельзя недооценивать программы, выходящие на родном языке. Ведущим и редакторам необходимо тщательнее подходить к владению таким мощным инструментом как язык, используя все его краски. Как показал опрос, молодой зритель не смотрит информационноперенасыщенные программы.

Ему больше нравятся «легкие», незагруженные программы музыкального и развлекательного характера. Для привлечения внимания региональным тележурналистам следует менять форму подачи программ, направленных на сохранение и развитие национального самосознания у молодежи. Для формирования национального самосознания у молодого поколения нужно создавать узко ориентированные (по возрасту) программы. Серьезно подходить к выбору тем и содержанию телевизионного продукта, определить удобное для молодежи время. Национальное самосознание, его формирование у молодежи не контролируемый процесс. Главная функция СМИ, как инструмента воздействия на молодежь, создавать качественные проекты для молодежи с национальным колоритом, что должно отражаться и в структуре программы, упаковке и в поведении ведущих. Важно, чтобы они были на родном языке. Язык самый доступный, но в то же время эффективный инструмент в формировании национального самосознания у молодежи. Ведь пока жив язык – жив народ.

Статья на тему роль регионального телевидения