Сепаратизм является одной из основных проблем большинства полиэтничных европейских государств. В условиях регионализации современного европейского пространства и воздействия мирового экономического кризиса на региональные экономики происходит активизация сепаратистских настроений в европейских регионах, которые традиционно считались наиболее развитыми и экономически благополучными. Региональные элиты Каталонии, Шотландии, Фландрии все чаще высказывают требование расширения экономической и политической автономии вплоть до обретения полной независимости.

Встает вопрос, в чем кроется истинная причина возрождения сепаратизма в европейских государствах, какие факторы повлияли на возникновение так называемого сепаратизма «богатых»?

«В проектах отделения экономически преуспевающих Шотландии, Каталонии, Севера Италии нередко видят способ добиться от центральных властей бюджетных и фискальных льгот или других дивидендов. Многие заметили, что кампания за проведение референдума о статусе Каталонии стала стремительно раскручиваться после того, как Мадрид отказался предоставить Каталонии налоговофинансовую автономию».

Движение за независимость Каталонии имеет глубокие исторические корни, на протяжении своего существования в составе Испании Каталония боролся за свои экономические, политические и культурные права. Быстрая индустриализация и модернизация Каталонии в XIX в. привели к углублению разрыва в уровне экономического развития между нею и большинством районов Испании. После длительного периода упадка культуры началось возрождение каталонского языка и культуры. Неудивительно, что именно в этот период возникают националистические движения, возглавляемые каталонской буржуазией, желавшей избавиться от опеки аграрной и экономически неразвитой Испании, тормозившей экономическую модернизацию Каталонии.

В конце 80х годов XIX века формируются первые националистические партии Каталонии – «Каталонская Лига», «Каталонский союз». Социальная база этих партий была немногочисленна и в основном состояла из представителей крупной и средней буржуазии и интеллигенции, их идеи положили начало формированию принципов каталонизма [Medrano, 1999, Р. 203]. Многие историки склоняются к тому, что требования возврата каталонской автономии было связано, скорее, с политической и экономической выгодой такого решения, чем с идеями восстановления исторической справедливости. Националистические лозунги укрепляли позицию буржуазии среди населения и давали возможность оказывать давление на власти Испании, требуя расширения колониальных владений, так необходимых каталонской буржуазии в качестве рынка сбыта товаров.

В 1932 г. в период II республики Каталонии удалось вернуть свою автономию, но приход Франко к власти свернул процесс формирования Каталонии как независимого государства. Каталонским националистам дорого обошлась победа режима Франко. Франкизм подразумевал жесткую централизацию, идеологию национального католицизма, которая отрицала любое культурное и национальное многообразие. Это привело к упразднению Женералитета, который был создан в период существования II республики, отмене статута об автономии 1932 г., запрету каталонского языка, культуры и символов.

В начале 1960х гг. экономика Каталонии развивалась с небывалой скоростью, улучшение экономического положения способствовало возрождению национального движения, стремившегося восстановить культурную и языковую самобытность. После падения режима Франко эти тенденции были подхвачены политической элитой, обладавшей на тот период финансовой и политической возможностью для продвижения своих интересов на всей испанской политической арене. Каталония осознавала свое преимущественное положение, по сравнению с отсталыми соседями, стали пропагандироваться идеи языкового и культурного своеобразия, наглядно подтверждавшие, что Каталония имеет право сама принимать решения, касающиеся ее внутренних дел.

Важно отметить, что рост популярности националистических сил и активизация сепаратистских настроений приходились именно на периоды роста или снижения экономического благополучия региона, то есть во многом каталонский сепаратизм в историческом контексте является, в первую очередь, проявлением борьбы за экономические права региона. Этнический и культурные особенности носили характер дополнительных факторов активизации сепаратизма в регионе.

Одной из причин усиления сепаратистских стремлений региональной политической элиты и поддержки националистических сил населением Каталонии в начале XXI в. является недовольство экономическим положением региона, в частности, налоговой политикой центральной власти. Являясь экономически развитым регионом, Каталония видит путь самоопределения более предпочтительным, чем существование в условиях испанской налоговой системы, предполагающей перераспределение ресурсов в пользу менее развитых регионов, вместо развития собственной региональной инфраструктуры. Существующая в Испании система бюджетного выравнивания приводит к тому, что Каталония отдает в общегосударственный бюджет больше других автономий, а центр перечисляет в региональный бюджет суммы, куда меньшие, чем остальным регионам. Например, в 2011 г. Каталония была третьим по счету регионом по сумме направленных в испанский бюджет налоговых отчислений. По итогам перераспределения бюджетных средств Каталония среди регионов получателей субсидий оказалась лишь на 10 строчке данного рейтинга [Vetter S., Stringa M].

Таблица 1. Результаты применения модели выравнивания в Испании (2011 г.)

 

 

До выравнивания

% взносов регионов к общенациональному уровню  

После выравнивания

 

% субсидий к общенациональному уровню

1 Мадрид 134,2 1 Кантабрия 124,4
2 Балеарские острова 127,7 2 Риоха 120,7
3 Каталония 119,1 3 Арагон 116,3
4 Арагон 114,6 4 Кастилия и Леон 116,3
5 Кантабрия 114,4 5 Эстремадура 114,5
6 Астурия 106,6 6 Астурия 112,6
7 Риоха 103,2 7 Галисия 110,9
8 Кастилия и Леон 101,5 8 Кастилия –ЛаМанча 103,4
9 Страна Басков 93,7 9 Балеарские острова 100,8
10 Галисия 91,2 10 Каталония 99,4
11 Кастилия ЛаМанча 85,4 11 Мадрид 95,4
12 Мурсия 83,5 12 Андалусия 93,9
13 Андалусия 79,9 13 Страна Басков 93,1
14 Эстремадура 76,2 14 Мурсия 93,1
15 Канарские острова 42,2 15 Канарские острова 88,3

 

Положение региона донора в условиях роста регионального долга Каталонии, привела к усилению недовольства фискальной политикой испанских властей. Центр на все требования региональных властей позволить оставлять большую часть собираемых налогов в региональном бюджете ответил отказом. По словам известного испанского эксперта Х.Л. Себриана, распространение модели финансовых отношений, существующей в Стране Басков, на Каталонию «сделает государство нежизнеспособным» [Doncel, 2012]. Нежелание Испании удовлетворить требования о расширение налоговых полномочий автономий области привело к активизации сепаратистских настроений среди каталонской общественности. Все громче из уст каталонских властей стали звучать лозунги «Мадрид грабит нас».

Анализ результатов опросов, проведенных центром общественного мнения Каталонии [Baròmetre d’Opinió Política], позволил нам сделать вывод о том, что недовольство экономической ситуацией в автономной области Каталония и восприятие регионом фискальной политики Испании, как ущемление прав каталонского народа приводит к усилению сепаратистских настроений. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что экономические проблемы в условиях функционирования несбалансированной системы бюджетного выравнивания привели к активизации сепаратистских настроений населения и росту поддержки курса на самоопределение Каталонии, взятого региональными властями.

Несомненно, этнический фактор являлся основополагающим в формировании каталонского сепаратизма на протяжении нескольких веков, но стоит полагать, что в начале XXI в. возникновение экономических трудностей способствовало активизации сепаратистских настроений в автономной области Каталонии и эскалации конфликта между каталонскими и испанскими властями.

Статья на тему каталонский сепаратизм