Сепаратизм является одной из основных проблем большинства полиэтничных европейских государств. В условиях регионализации современного европейского пространства и воздействия мирового экономического кризиса на региональные экономики происходит активизация сепаратистских настроений в европейских регионах, которые традиционно считались наиболее развитыми и экономически благополучными. Региональные элиты Каталонии, Шотландии, Фландрии все чаще высказывают требование расширения экономической и политической автономии вплоть до обретения полной независимости.
Встает вопрос, в чем кроется истинная причина возрождения сепаратизма в европейских государствах, какие факторы повлияли на возникновение так называемого сепаратизма «богатых»?
«В проектах отделения экономически преуспевающих Шотландии, Каталонии, Севера Италии нередко видят способ добиться от центральных властей бюджетных и фискальных льгот или других дивидендов. Многие заметили, что кампания за проведение референдума о статусе Каталонии стала стремительно раскручиваться после того, как Мадрид отказался предоставить Каталонии налоговофинансовую автономию».
Движение за независимость Каталонии имеет глубокие исторические корни, на протяжении своего существования в составе Испании Каталония боролся за свои экономические, политические и культурные права. Быстрая индустриализация и модернизация Каталонии в XIX в. привели к углублению разрыва в уровне экономического развития между нею и большинством районов Испании. После длительного периода упадка культуры началось возрождение каталонского языка и культуры. Неудивительно, что именно в этот период возникают националистические движения, возглавляемые каталонской буржуазией, желавшей избавиться от опеки аграрной и экономически неразвитой Испании, тормозившей экономическую модернизацию Каталонии.
В конце 80х годов XIX века формируются первые националистические партии Каталонии – «Каталонская Лига», «Каталонский союз». Социальная база этих партий была немногочисленна и в основном состояла из представителей крупной и средней буржуазии и интеллигенции, их идеи положили начало формированию принципов каталонизма [Medrano, 1999, Р. 203]. Многие историки склоняются к тому, что требования возврата каталонской автономии было связано, скорее, с политической и экономической выгодой такого решения, чем с идеями восстановления исторической справедливости. Националистические лозунги укрепляли позицию буржуазии среди населения и давали возможность оказывать давление на власти Испании, требуя расширения колониальных владений, так необходимых каталонской буржуазии в качестве рынка сбыта товаров.
В 1932 г. в период II республики Каталонии удалось вернуть свою автономию, но приход Франко к власти свернул процесс формирования Каталонии как независимого государства. Каталонским националистам дорого обошлась победа режима Франко. Франкизм подразумевал жесткую централизацию, идеологию национального католицизма, которая отрицала любое культурное и национальное многообразие. Это привело к упразднению Женералитета, который был создан в период существования II республики, отмене статута об автономии 1932 г., запрету каталонского языка, культуры и символов.
В начале 1960х гг. экономика Каталонии развивалась с небывалой скоростью, улучшение экономического положения способствовало возрождению национального движения, стремившегося восстановить культурную и языковую самобытность. После падения режима Франко эти тенденции были подхвачены политической элитой, обладавшей на тот период финансовой и политической возможностью для продвижения своих интересов на всей испанской политической арене. Каталония осознавала свое преимущественное положение, по сравнению с отсталыми соседями, стали пропагандироваться идеи языкового и культурного своеобразия, наглядно подтверждавшие, что Каталония имеет право сама принимать решения, касающиеся ее внутренних дел.
Важно отметить, что рост популярности националистических сил и активизация сепаратистских настроений приходились именно на периоды роста или снижения экономического благополучия региона, то есть во многом каталонский сепаратизм в историческом контексте является, в первую очередь, проявлением борьбы за экономические права региона. Этнический и культурные особенности носили характер дополнительных факторов активизации сепаратизма в регионе.
Одной из причин усиления сепаратистских стремлений региональной политической элиты и поддержки националистических сил населением Каталонии в начале XXI в. является недовольство экономическим положением региона, в частности, налоговой политикой центральной власти. Являясь экономически развитым регионом, Каталония видит путь самоопределения более предпочтительным, чем существование в условиях испанской налоговой системы, предполагающей перераспределение ресурсов в пользу менее развитых регионов, вместо развития собственной региональной инфраструктуры. Существующая в Испании система бюджетного выравнивания приводит к тому, что Каталония отдает в общегосударственный бюджет больше других автономий, а центр перечисляет в региональный бюджет суммы, куда меньшие, чем остальным регионам. Например, в 2011 г. Каталония была третьим по счету регионом по сумме направленных в испанский бюджет налоговых отчислений. По итогам перераспределения бюджетных средств Каталония среди регионов получателей субсидий оказалась лишь на 10 строчке данного рейтинга [Vetter S., Stringa M].
Таблица 1. Результаты применения модели выравнивания в Испании (2011 г.)
До выравнивания |
% взносов регионов к общенациональному уровню |
После выравнивания |
% субсидий к общенациональному уровню |
||
1 | Мадрид | 134,2 | 1 | Кантабрия | 124,4 |
2 | Балеарские острова | 127,7 | 2 | Риоха | 120,7 |
3 | Каталония | 119,1 | 3 | Арагон | 116,3 |
4 | Арагон | 114,6 | 4 | Кастилия и Леон | 116,3 |
5 | Кантабрия | 114,4 | 5 | Эстремадура | 114,5 |
6 | Астурия | 106,6 | 6 | Астурия | 112,6 |
7 | Риоха | 103,2 | 7 | Галисия | 110,9 |
8 | Кастилия и Леон | 101,5 | 8 | Кастилия –ЛаМанча | 103,4 |
9 | Страна Басков | 93,7 | 9 | Балеарские острова | 100,8 |
10 | Галисия | 91,2 | 10 | Каталония | 99,4 |
11 | Кастилия ЛаМанча | 85,4 | 11 | Мадрид | 95,4 |
12 | Мурсия | 83,5 | 12 | Андалусия | 93,9 |
13 | Андалусия | 79,9 | 13 | Страна Басков | 93,1 |
14 | Эстремадура | 76,2 | 14 | Мурсия | 93,1 |
15 | Канарские острова | 42,2 | 15 | Канарские острова | 88,3 |
Положение региона донора в условиях роста регионального долга Каталонии, привела к усилению недовольства фискальной политикой испанских властей. Центр на все требования региональных властей позволить оставлять большую часть собираемых налогов в региональном бюджете ответил отказом. По словам известного испанского эксперта Х.Л. Себриана, распространение модели финансовых отношений, существующей в Стране Басков, на Каталонию «сделает государство нежизнеспособным» [Doncel, 2012]. Нежелание Испании удовлетворить требования о расширение налоговых полномочий автономий области привело к активизации сепаратистских настроений среди каталонской общественности. Все громче из уст каталонских властей стали звучать лозунги «Мадрид грабит нас».
Анализ результатов опросов, проведенных центром общественного мнения Каталонии [Baròmetre d’Opinió Política], позволил нам сделать вывод о том, что недовольство экономической ситуацией в автономной области Каталония и восприятие регионом фискальной политики Испании, как ущемление прав каталонского народа приводит к усилению сепаратистских настроений. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что экономические проблемы в условиях функционирования несбалансированной системы бюджетного выравнивания привели к активизации сепаратистских настроений населения и росту поддержки курса на самоопределение Каталонии, взятого региональными властями.
Несомненно, этнический фактор являлся основополагающим в формировании каталонского сепаратизма на протяжении нескольких веков, но стоит полагать, что в начале XXI в. возникновение экономических трудностей способствовало активизации сепаратистских настроений в автономной области Каталонии и эскалации конфликта между каталонскими и испанскими властями.