Фильм – определенное количество кадров (фотографических изображений), располагающихся на кинопленке и соединяющееся в единый сюжетный смысл.

Художественный фильм (или игровое кино) – произведение киноискусства, в основе которого находится сюжет, написанный сценаристами и воплощенный режиссером. Над фильмом трудятся: актеры, операторы, продюсеры, сценаристы, монтажеры, художники, костюмеры, музыканты, режиссер и другие представители киноиндустрии.

Раньше для создания фильмов требовалась исключительно камера, несколько актеров и человек, который сможет соединить несколько пленочных дублей в один. Но с развитием технологий, развивалось и кино. Просто запечатлеть чтото было уже недостаточно, нужен был хороший сюжет, несколько действующих локаций, соблюдение определенных канонов. После путешествия человека в космос, люди затребовали чегото нового, доселе неизвестного. Так появился жанр фантастики: трехметровые костюмы, лишние конечности, диковинный цвет кожи и т.д. С появлением современных компьютерных технологий создавать мифических монстров, нечисть или инопланетных существ стало проще. Сейчас мы не можем представить блокбастер (крайне популярный и ожидаемый фильм) без особого способа убийства, без вторжения пришельцев, без магии, без потусторонних сил, буквально раскалывающих земной шар на две части. И все это благодаря компьютерной графике.

Каждый из нас с самого детства наблюдал за действиями Джеймса Бонда, ждал выхода очередной части «Звездных войн», плакал вместе с родителями при просмотре «Титаника». У любого человека есть и свой любимый жанр в кино. Будь то комедия, способная рассмешить любого и помочь поднять настроение, когда грустно. Боевик, где можно выплеснуть все свои негативные эмоции, сопереживая главному герою, побеждающему соперников. Мелодрама, которые смотрят либо изза отсутствия личной жизни, либо изза ее переизбытка, либо просто для того, чтобы поплакать. Ужасы, которые приносят в жизнь человека тот недостающий ежедневно адреналин, освобождая таившихся внутри каждого демонов.

Почти во всех фильмах присутствует журналист, пусть и не как герой, но как камео (эпизодическая роль). Фильмов о профессии крайне мало, особенно в последнее время, журналистский бум, если можно так назвать это явление, пришелся на 8090 гг., когда выходили фильмы, уже в названии говорящие о действующих лицах: «Журналист», «Интервью», «Сенсация» и т.п. Сейчас полнометражные картины, рассказывающие о жизни людей, призванных служить человечеству с помощью СМИ – редкость.

В отличие от телесериалов, кинофильмы обладают большими возможностями. Не нужно растягивать сюжет, развивать одну линию около полугода. Все может произойти за 10 минут, да и сам фильм длится чаще всего, как две серии твзрелищ. Выше бюджет, выше и требования. Люди сейчас предпочитают неинтеллектуальный просмотр, они не хотят думать над чемто важным или нужным, они не устремлены в будущее… Так как показать журналистику, которая ставит своей задачей раскрытие важных, актуальных, страшных логических цепочек? Если из криминала люди следят только за бандитскими сериалами на ТНВ? А правда, по их мнению, и не должна становиться раскрытой.

Образ журналиста в отечественном кинематографе сейчас, к сожалению, максимально приближен или отдален от образа, указанного выше телеканала. Это либо продажный мужчина из бульварной прессы, либо «вынюхиватель», и не правды, а сплетен. Практически нет представителя профессии, который бы смог, как принц на белом коне, вбежать и спасти принцессужурналистику из плена стереотипов. На западе же ситуация разнообразнее.

Там не общество управляет деятельностью, там профессия регулирует общественное мнение. Журналист в западных фильмах не всегда работник желтой прессы, чаще это благородный индивид, действующий во благо всего населения земного шара. Он решителен, непоколебим, беспристрастен. Он максимально приближен к образу универсального журналиста, созданному Дэвидом Рэндаллом.

Универсальный журналист – собирательный образ из всех основных черт хорошего журналиста. Такой журналист в первую очередь стремится к качественной, основанной на фактах, журналистике, цель которой – донести правду до читателей, к какому бы слою общества они не относились.

Роль хорошего журналиста трудновыполнима, так как имеет множество аспектов, которым нужно подчиняться. Во-первых, следует понять, что задавать вопросы и сомневаться в своих решениях – это нормально. Далее, каждый хороший журналист должен:

  • Искать и публиковать только проверенную, закрепленную в официальных источниках, информацию.
  • Не зависеть от власти, не быть ими контролируемым и стараться избегать этого влияния.
  • Всегда держать образ эпохи и отдельной личности перед глазами аудитории, показывать достоинства и недостатки и разрушать мифы.
  • Вовремя оповещать избирателей.
  • Наблюдать и, при необходимости, расследовать действия и отсутствие оных у выборных представителей и/или общественных организаций.
  • Следить за изменением экономики, цен, интересоваться качеством продукции и мнением покупателей.
  • Помогать морально и физически пострадавшим своим литературным словом и возможностью рассказать их историю. То же правило и в обратную сторону – беспокоить удобно устроившихся наглецов.
  • Организовать победу добра и правосудия, чествуя их успех и расследуя неудачи.
  • Содействовать синтезу и обмену идей между слоями общества по любому из признаков различия. Универсальный журналист востребован, ему доступны все секреты мастерства, ведь он не просто узкий специалист. Он, наоборот, должен быть готов в любое время суток, в любую погоду и при любых обстоятельствах, отправиться создавать репортаж, уметь информировать и развлекать. Такой тип журналиста разбирается в оформлении, макетировании, редактировании, он способен управлять редакцией, создавать новые технологии и продвигать новые проекты издательства.

Существует и множество профессиональных стереотипов. Все врачи – гениальные хирурги, даже если это медсестры преклонного возраста. Полицейские либо из жанра «толстый и тонкий», либо «плохой и хороший», либо «почти на пенсии и новичок». Фотографы за секунду успевают снять шедевр. Секретные службы давно обладают технологиями, способными следить за человеком везде и по-всякому, но, однако, для борьбы с преступностью им нужен какой-то особенный агент. С журналистами ситуация и вовсе очень интересная.

Дело в том, что служители правде относятся к небольшой группе профессий, где стереотипы складываются, в том числе, по гендерным признакам. Образ журналиста-мужчины и журналиста-женщины абсолютно разный, но что в них общего – так это гиперболизированные реальные основания.

Чаще всего женщины, работающие в кино в сфере журналистики, бывают двух видов: Деспотичная начальница и юная мечтательница.

Первая – жестокая и властная карьеристка, готовая отправиться по головам. Она требует от всех беспрекословного подчинения, имеет пунктик на следование порядку, но вне работы это та же слабая женщина, которая слишком долго живет в одиночестве. Примером данного образа служит героиня Мэрил Стрип – Миранда Пристли из фильма «Дьявол носит Prada». Благодаря этим героям, чаще занимающих высокий пост, аудитория воспринимает главных редакторов деспотами, требовательными, волевыми, способными принимать серьезные решения, готовыми свернуть шею любому, кто посягнет на их (редакции) достоинство. В общем, это люди с железной хваткой.

Вторая – еще носящая розовые очки девочкастудентка или выпускница. Мир для нее представляет собой сплошной праздник, все люди добры, нет лжи и предательства, каждый человек для нее – друг. В журналистику она пришла изза образа красивой жизни, глянцевых обложек, брендовых вещей, возможности встретиться со знаменитостями и полная свобода самовыражения – «ты такая, какая ты есть, и меняться тебе не нужно, весь мир будет вертеться вокруг тебя, чтобы ты о нем написала». Беззаботность и несерьезное отношение к своей работе и должностным обязанностям – основы данного образа профессии. Героиня Айлы Фишер из фильма «Шопоголик» Ребекка Блумвуд создает видимость легкой работы, удачи, что журналистика – дело не пыльное, и каждый сможет в ней работать, что каждый человек по своей природе – журналист. От этого и такие огромные конкурсы на бюджетные места в отделениях журналистики.

Мужчина-журналист – разносчик основного количества стереотипов о профессии. Он обязательно циничен, груб, возможно, подл. Информация для него важна любая, из любого источника. Он стремится быть первым, не отвергая и грязные методы решения проблем. Часто «желтушник». Употребляет огромное количество алкоголя, легко подкупается и отказывается от правды в пользу того, о чем говорить удобно и за что больше заплатят. Герой Джеймса Франко – Дейв Скайларк из рассмотренного нами фильма «Интервью» таким и является. Он груб, любит алкоголь, не брезгует наркотиками, половыми связями, циничен и делает все, чтобы спасти свою пятую точку. От этого и восприятие в нашем разуме образа журналиста, как образа исключительно мужской профессии.

В последнее время журналистика в кинофильмах будто бы намеренно очерняется. В фильме «Папарацци» фотожурналисты переходят границы частной и общественной жизни, они безумно наглые и напористые, угрожают опорочить главного героя и его семью. И таких примеров представителей профессии с каждым годом все больше. К примеру, в 2014 г. вышел фильм «Стрингер», в котором главный герой для того, чтобы получить необходимую информацию и кадры, готов пожертвовать всем и ни перед чем не остановиться.

Существует и еще один образ – авантюриста, неугомонного охотника за фактами. Он свободно мыслит, развязен в выражениях и часто пишет тексты под влиянием алкоголя. Он воспринимает окружающий мир четко, без приукрашивания, дает адекватную оценку человеческим поступкам и наблюдает за происходящим со стороны, даже если включен в процесс. Примером служит фильм с Джонни Деппом в главной роли – «Ромовый дневник», созданный по роману Хантера Томпсона, основателя гонзожурналистики.

Также, часто в фильмах фигурируют следующие особенности журналистской деятельности: он не имеет личной жизни, работает круглые сутки, болтлив, имеет влиятельных знакомых, коммуникабелен, сует нос не в свое дело, он не воспитан, часто врет, этика для него ничего не значит, много путешествует, любопытный, продажный, много курит, является занудой, сигареты – его лучший друг и т.д. А сводится все к тому, что он и вовсе – дилетант.

Журналист в художественных фильмах добивается поставленных целей. Он никогда не сидит на месте, с ним постоянно чтото приключается. Безусловно, благодаря тому, что нужно подогревать интерес к нему, как к личности. К сожалению, в зарубежных кинолентах привыкли жертвовать достоверностью в угоду изумительного сюжета. Идеология журналистской деятельности полностью подвержена сюжету и чаще сейчас встретишь антигерояжурналиста, чем того, кто способен когото спасти, сделать мир лучше, помочь человечеству, снять миру розовые очки.

Именно поэтому мы постарались найти такие фильмы и жанры кинематографа, где журналист показан героем, спасителем, где правда с его помощью не утаивается, где он действует на благо аудитории, а не для себя. Журналист, максимально приближенный к образу, созданному Дэвидом Рэндаллом.

Нами было рассмотрено четыре различные киноленты: «Репортаж» 2007 г., «Ничего, кроме правды» 2008 г., «Хемингуэй и Геллхорн» 2012 г. и «Интервью» 2014 г. Просмотрев их все, выделив особенности представления о профессии в художественных фильмах, мы пришли к следующим выводам:

Полнометражный фильм. Здесь есть место вымыслу, а то действительное, то, в чем «виновны» персонажи, лежит тяжким грузом и на журналистах реальных. Это говорит о высокой реалистичности представлений о профессии и ее работниках, о том, что нам есть куда стремиться, что каждый из нас может стать «персонажем с большого экрана», который пусть и действует в угоду фабулы, но действует профессионально.

Стоит отметить, что в каждом из выбранных фильмах нам удалось найти частичку себя, как представителя профессии: какието мысли, какието поступки, персонажи цитируют тех же людей, что и мы в своей ежедневной практике. Многие студенты отделения журналистики поставили телесериалу высокую отметку: в нем присутствует все, что проходится на лекциях, даются советы для будущего и, безусловно, опыт. Даже если вымышленный.

Хотя фильмы и создаются в первую очередь ради интересного сюжета и неожиданных поворотов, это не означает, что сценаристы жертвуют реалистичностью, многие реальные аспекты рассматриваются в полной их величине.

Идеальный журналист в кино – пусть и образ, но человек. Человек, который смог добиться многого путем усилий, страданий и рук, которые никогда не опускались. Это образ, к которому каждый должен стремиться и понимать, что если вышло у когото, то сможет и он. Ведь чем он хуже? В его жизни происходят повороты и «покруче», истории поинтереснее. И пусть чтото может исказиться, во вред это не пойдет, если знать, как этим пользоваться.

Статья на тему Образ журналиста в фильмах