Современному человеку трудно убежать от информации. День каждого из нас начинается с включения мобильного телефона. Один клик, и все новости мира умещаются на экране твоего смартфона. На подсознательном уровне человек получает огромное количество информации, вопрос лишь в ее качестве. Глобализация буквально завладела всеми сферами общественной жизни. Особенно остро ее влияние проявляется в средствах массовой информации. В потоке текстовых и иллюстративных сообщений порой достаточно трудно «выловить» нужное. К сожалению, сегодня мы можем наблюдать такое явление как информационная передозировка. Многие люди устают, чувствуют, что не могут разобраться в сложных процессах, происходящих в информационном поле. Именно поэтому процесс упрощения подачи информации – один из наиболее актуальных вопросов современных медиа.

Эта проблема небезразлична и автору данной статьи – будущему специалисту в области информационной деятельности. Как журналист, я часто задаюсь вопросом о том, как в эпоху «журналистики факта» можно удержать внимание читателя, при этом каждый раз удивляя его качественно новой и интересной информацией. Одним из способов является использование инфографики способа передачи новостей с использованием приемов вебдизайна. Это направление уже много лет популярно на западе, но ведущие СМИ России также не отстают от мировых информационных трендов.

По последним данным портала Медиалогия , специализирующегося на составлении рейтингов посещаемости и цитируемости СМИ, в пятерку лидеров среди информационных агентств входят ТАСС, РИА Новости, Интерфакс, Прайм и Rambler News Service. Любопытно, что четыре из них имеют раздел «инфографика». Не говорит ли это о том, что сложная информация, представленная графическим языком, сегодня популярна как никогда?

Интернет СМИ сегодня выбирают различные информационные стратегии, в том числе обращая внимание на эксклюзивность информационного продукта. Возможности вебтехнологий позволяют расширить структурнокомпозиционную часть СМИ, поэтому в них часто появляются дополнительные рубрики , одной из которых может быть инфографика.

Зачем СМИ нужна инфографика?

1. Это модно.

Одним из условий выживания СМИ в современных условиях (глобализация и ее следствия: упрощение информации, возрастающая с каждым днем конкуренция на рынке, мультимедийность, конвергенция) является умение «зацепить» читателя. Сделать это довольно непросто. Современные люди все время торопятся, им в большинстве своем не нужны огромные аналитические тексты. Заходя в сеть, человек хочет в течение нескольких минут быть проинформированным обо всем, что происходит в стране и мире. Существует мнение, что новости должны умещаться на экране смартфона. Инфографика в этом случае становится одним из наиболее качественных решений.

  1. Это делает изданию имя.

Инфографику проще раскрутить: сервисы Instagram, Twitter, а также различные блоги «любят» картинки, так как их аудитория предпочитает визуальный контент текстовому.Чем большее количество людей просмотрит вашу инфографику, тем большее количество ссылок на ваш портал появится во всемирной паутине (при условии качественного и доступного контента). Опираясь на физические и умственные особенности людей, а также способы восприятия визуальной информации, можно выделить следующие свойства качественной и эффективной инфографики: интересная актуальная тема, привлекательность, удобство распространения в социальной медиасреде, ссылка на авторитетные источники данных

  1. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Инфографику можно создать, сидя на рабочем месте. Для этого не требуется большое количество людей, как, например, для создания телевизионного сюжета (журналист, оператор, монтажер, водитель и т.д.). Требуется лишь человек с хорошей фантазией и специальная компьютерная программа.

Писатель и дизайнер Дэвид Маккендлесс в своей лекции метафорично объясняет преимущества инфографики в эпоху «передозировки информацией»: «Когда вы пробираетесь через густые информационные джунгли, то, найдя красивый график или гармоничную визуализацию данных, вы испытываете облегчение. Это как набрести на поляну среди непролазных джунглей» .

В ИнтернетСМИ любого типа (будь то портал информационного агентства, лента новостей, Интернет-канал или онлай-нверсия печатного издания) инфографический контент подразделяется на тематические рубрики. Это может быть, как классическое структурирование (экономика, политика, наука, спорт, культура и т.д.), которое используют порталы РИА Новости и Lenta.ru, так и иное подразделение на блоки (в случае с Вести.ру – это «Россия (Мир, Спорт, Москва) в цифрах». Для того, чтобы понять, инфографика какого типа используется в ведущих Интернет-СМИ Рунета, я решила проанализировать инфографический контент порталов РИА Новости , Lenta.ru  и Вести.ру . В этом и заключается новизна моего исследования. Для сравнения были выбраны 3 инфографических материала, посвященных одной тематике – туризму.

В результате проведенного анализа этих порталов мы пришли к следующим выводам:

  1. В лентах новостей (Lenta.ru) и на сайтах информационных агентств (РИА Новости) более всего используется статическая инфографика, тогда как Интернет-каналы (Вести.ру) предпочитают предлагать аудитории динамичную инфографику. Очевидно, это связано с тем, что по статистике внимание телезрителя один статичный кадр может удержать не дольше чем на 34 секунды.
  2. Чаще всего инфографика используется с целью восстановить какието процессы из прошлого (инфографика реконструкции) или же проанализировать то, что происходит в настоящее время (аналитическая инфографика). Использование новостного типа источника характерно только для новостных лент, главной задачей которых служит оперативная подача материала.
  3. Что касается категорий инфографического контента, то здесь никакой закономерности не наблюдается. Что будет визуализировать СМИ – простые числовые данные, сложный исторический процесс или же новость сегодняшнего дня – решать непосредственно самому порталу в зависимости от целей и запросов собственной аудитории.

Поколение XXI в. мыслит визуально: нам гораздо проще представить картинку, нежели разбирать чтото «на пальцах». Мы вечно торопимся, но при этом хотим быть в курсе того, что происходит за пределами нашего собственного пространства. Мы хотим, чтобы медиа удивляли нас интересными идеями и креативными подходами к подаче материалов. Инфографика удовлетворяет всем желаниям современного человека, буквально «жаждущего» информации и «вкусных» новостей. Таким образом, сегодня инфографика стала отражением образа жизни, если и не самим им.

Статья на тему инфографика в российских интернет сми