Последние годы религиозная ситуация в Российской Федерации значительно меняется: все больше и больше людей отождествляют себя с религией. В обществе и со стороны государства нередко возникает волнение в отношении религиозной сферы, и на первый план выходит вопрос, по каким правилам будет регулироваться сфера государственно-конфессиональных отношений. Сегодня общее число различных нормативных актов, непосредственно регулирующих различные аспекты свободы совести и деятельность религиозных объединений, или включающих в себя отдельные положения и нормы, относящиеся к этой сфере, составляет на сегодня более 100. Уже в силу этого обстоятельства трудно в одном выступлении дать полное и детальное представление о российском законодательстве и свободе совести. Защита прав верующих находится под защитой российского законодательства.
На федеральном уровне – это: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», нормативно правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. В своей совокупности они призваны «регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина» в сфере убеждений. Сразу следует отметить, что основной закон нашей страны вобрал в себя все достижения современного правоведения и соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, относящихся к регулированию и обеспечению свободы вероисповедания и свободы совести. На региональном уровне – Конституция республик, входящих в состав РФ, Уставы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. Анализируя такое количество законодательства о свободе совести, следует обратить внимание на то, что некоторые важные области данной сферы общественных отношений настоятельно нуждаются в совершенствовании.
Реализация Структуры Современных религиозных доктрин. Религиозная организация Церковь Евангельских христиан «Назарет» 2 июня 2014 г предоставили в управление Министерства юстиций документы для регистрации изменений, вносимых учредительные документы. В течение 3 х месяцев ответ им не поступил, затем они обратились непосредственно в управление и им предоставили дубликат отказа в регистрации. Основанием для отказа явилось, по мнению Управления нарушение требований п/п 2 п. 4 ст. 181.2 КГ РФ – отсутствие в протоколе Общего собрания церкви пофамильного списка участников. Статья 181.2 ГК РФ гласит «Одним из обязательных элементов оформления решений собраний является требование указывать в протоколе сведения о лицах, принявших участие в собрании».
Однако, в случае с религиозной организацией эти требования вступают в противоречие с п. 3 ст. 29 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них», а также с п. 5 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» где отмечено, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии…». Следовательно, предоставить в государственный орган пофамильный список участников общего собрания религиозной общины есть прямое посягательство на право гражданина, предусмотренное Основным законом страны.
Исходя из сказанного, в первом случае подлежит применению та норма, которая имеет высшую юридическую силу, т.е. Конституция; во втором, поскольку одновременно действуют две имеющие равную силу нормы – общая и специальная должна быть применена специальная норма, т.е. п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Тем не менее Управление Министерства юстиции РФ по РТ отказало религиозной организации в регистрации изменений в уставных документах. Можно подумать, в чем проблема предоставления протокола собрания религиозной организации в государственные органы. Но по закону это нарушает права граждан в частности граждан, которые исповедуют иную религию не привычную для всех, имея на это полное право, а также боясь быть осужденными, уволены за свои религиозные убеждения.
Тем более это предусмотрено специальным законом от 08.08.2001 № 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» который предусматривает специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, который распространяется и на религиозные организации в частности Церковь Евангельских христиан «Назарет» Просьбой в Управление Министерства было лишь зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы. Учитывая тот факт, что, Министерство Юстиций отказало регистрацию ссылаясь на п/п 2 п. 4 ст. 181.2 КГ РФ отсутствие в протоколе общего собрания церкви пофамильного списка участников. Церковь Евангельских христиан, имея на это полное право, подали заявление по делу об оспаривание решения государственного органа – отказа Управления Министерства юстиции в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Но, в свою очередь районный суд отказал, ссылаясь на п.2 ст. 29 АПК, который относит к подведомственности арбитражного суда. После чего, Церковь евангельских христиан обратилась в арбитражный суд, и там они получили отказ в рассмотрении их дела, ссылаясь на: соответствии п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ» дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также спорам об отказе в государственной регистрации общественных объединений, религиозных объединений и др., не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежит рассмотрению арбитражными судами. Церковь евангельских христиан снова обращается в районный суд, пропустив срок подачи обжалования определения районного суда, по уважительной причине, так как являются законопослушными гражданами, подали заявление в Арбитражный суд потеряв на это время.
Они подают заявление в Верховный суд о восстановлении срока подачи частной жалобы на определение суда. Верховный суд, рассмотрев заявление обязал районный суд рассмотреть дело по Церкви евангельских христиан «Назарет». И уже 13 марта районный суд, рассмотрев дело принял решение об отказе в регистрации Церкви евангельских христиан на основании абзаца 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125AP «О свободе совести и о религиозных объединения» который гласит: «представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или в них сведения не достоверны».
Таким образом, формирующаяся ситуация вероисповедных свобод идет к своей стабилизации. Однако в этом процессе есть некоторые противоречия и новые тенденции. Законодательство РФ о свободе совести и о религиозных объединениях находятся в стадии совершенствования. Правда, есть тенденция, идущая от некоторых представителей госорганов и религиозно-общественных выстраивать некую иерархию в отношении к религиозным объединениям, что не приемлемо. Необходимо более углубленно изучать аспекты религии и права для реализации совершенного законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.