Сегодня молодое поколение как субъект политической культуры находится в неоднозначных социально-экономических, общественно-политических и информационно-технических условиях.

Рассматривая молодежь как стратегический ресурс государства, она выступает в качестве одного из политических институтов.На наш взгляд, политическую культуру следует рассматривать как способ, шаблон (образец) политического деятельности и поведения человека, который предполагает выражение личных ценностных ориентиров в практическом воплощении.

При этом, данное определение раскрывает практико-ориентированныеформы взаимодействия общества и государства как выражение личных представлений о власти, политических целях и задачах, общих и освоенных нормах и правилах функционирования.

Процесс формирования политической культуры имеет принципиальный характер, т.к. увеличение информационного потока, произошедшее в результате научно-технической революции, привело к снижению интереса к политической жизни именно молодого поколения. В связи с этим, приобретает актуальность проблема повышения активности молодежи в политической деятельности.

В условиях современного российского общества сеть «Интернет» набирает популярность. С 2008 по 2016 гг. аудитория Интернет-пользователей выросла более чем в 2,5 раза и составила 84 млн. человек или 70,4% населения России . Соответственно и количество граждан, использующих Интернет-пространство возросло – с 5% в 2006 г. до 53% в 2016 г.

Необходимо обратить внимание, что молодежь является самым активным участником информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – в возрастной категории от 16 до 29 лет использование данной технологии составляет 97%. Иными словами, через использование Интернет-ресурсов возможно сформировать новую политическую культуру молодого поколения, посредством влияния на политические взгляды, ожидания и реакцию в сфере политического процесса молодежи.

Неоспоримым преимуществом сети «Интернет» является ее универсальный характер использования. Так, сетевое пространство является местом функционирования официальных сайтов органов власти, политических сил и иных общественных организаций. Кроме того, Интернет выступает основной платформой для деятельности электронных средств массовой информации, появившихся именного благодаря сети. Сеть «Интернет» предоставляет возможность коммуникации за счет деятельности социальных сетей и иных коммуникационных сервисов. Остановимся подробнее на социальных сетях.

Эффективность использования социальные сетей в качестве инструмента привлечения молодежи в политической процесс, по нашему мнению, основывается на следующим факторах

  • отсутствии формальных границ;
  • популярности в молодежной среде;
  • использовании в качестве средства коммуникации;
  • консолидации общественных усилий по решению вопросов и поиску сторонников;
  • построении политической карьеры при минимальных финансовых затратах.

Так, социальные сети, функционирующие в сетевом пространстве, предоставляют возможность не только коммуникации, но и получения свежих новостей в оперативном режиме. Также Интернет выступает как глобальная информационная база данных, сведения из которой доступны в любом месте и в любое время при наличии доступа в сеть.

Кроме того, социальные сети достаточны востребованы в молодежной среде, т.к. подростки более склонны к коммуникации, в том числе с незнакомыми людьми. Данный обстоятельство подтверждается тем фактом, что в возрастной категории от 12 до 24 лет молодые люди проводят в сети каждый день в среднем 124 минуты с мобильного устройства, и 143 минуты с персонального компьютера. При этом, 36% времени, проведенного в виртуальном пространстве с персональных компьютеров молодежь, проводит именно в социальных сетях, как и 46% от общего времени с мобильных устройств.

Вместе с тем, у пользователей сложились определенные предпочтения в выборе конкретной платформы. Так, самой популярной социальной сетью в России является ВКонтакте – 40%. Далее расположилась Интернет-ресурсы Одноклассники (34%), Facebook (9%), Мой мир (7%), Twitter (5%), Мой круг (3%) и др. . Следует также отметить, что россияне предпочитают именно отечественные социальные сети, т.к. даже объединив пользователей зарубежных сервисов Facebook и Twitter их аудитория значительно уступает лидерам данного сегмента Интернет-сообщества.

При этом, за период с 2011 по 2016 гг. аудитория перечисленных социальных сетей значительно увеличилась: ВКонтакте (с 24% до 40%), Одноклассники (с 26% до 34%), Facebook (c 6% до 9%), Twitter (c 2% до 5%). Как следствие, сократилась и доля граждан, не использующих социальные сети для общения: c 61% в 2011 г. до 40% в 2016 г. Социальные сети существенно изменили механизм межличностной коммуникации.

Так, сегодня телефонные вызовы и сообщения используются значительно реже, уступая социальным сетям и мессенджерам. Использование Интернет-соединения в программах видеотелефонии стало обыденном делом на государственной и муниципальной службах, предпринимательской деятельности. Данная технология задействована в организации дистанционного обеспечения. Набирают популярность сервисы, предоставляющие возможность организации онлайн-трансляций.

Деятельность социальных сетей способствует объединению сторонников схожих политических взглядов, участников различных общественных проектов и граждан с активной гражданской позицией. В частности, политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, имеют официальные группы в таких социальных сетях, как ВКонтакте, Одноклассники, Facebook и др. При этом функционируют сетевые сообщества Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (ОНФ) и Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России». Вместе с тем, социальные сети оказывают благоприятное влияние на консолидацию инициативных граждан. Так появились группы направленные на оказание помощи бездомным животным; содействие гражданам, нуждающимся в дорогостоящем лечении; сбор средств на реализацию бизнес-идей.

Пространство социальных сетей может использоваться в качестве формирования политической карьеры. При этом, старт данному пути может оказать позиционирование себя в качестве блогера, т.е. человека, ведущего свой персональный блог в виртуальном пространстве, например, в видеохостинге YouTube. Так, известный российский блогер А. Навальный приобрел популярность благодаря своей активной деятельности и созданию Фонда борьбы с коррупцией, включающего в себя проекты РосЖКХ, РосЯма и РосПил.

Почему же социальные сети способны повлиять на политическую деятельность молодежи? Интернет-пространство и социальные сети как один из его инструментов предлагают простой способ коммуникации как среди населения, так и между властью и обществом. При этом, сценарии использования и доступность информации в социальных сетях неограниченному кругу лиц способны повлиять на ценности и поведение ее пользователей – молодежь.

Таким образом, увеличение количества Интернет-пользователей влияет на рост участников социальных сетей, которые сегодня выступают не только в качестве платформы для межличностной коммуникации, но и как инструмент консолидации общественных инициатив и сторонников, а также источником новостей. На наш взгляд, эффективность использования социальных сетей для привлечения молодого поколения в политику очевидна, т.к. необходимо работать с молодежью в наиболее удобном для нее пространстве – в сети «Интернет».

Статья на тему социальные сети как средство формирования политической культуры

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here