Одной из актуальных проблем в современной лингвистике и смежных с ней науках выступает осмысление Интернета как особого феномена культуры. Сеть становится новым культурным пространством, в котором развиваются свои особые способы коммуникации. В связи с этим выявление и изучение новых форм творческой бытийной закрепленности в Сети является актуальной научной проблемой.

В настоящей работе мы рассматриваем феномен мема – огромного и самостоятельного пласта интернет-творчества и распространенного стиля общения в виртуале. Научная новизна исследования состоит в выдвижении гипотезы, что Интернет-мем выполняет функцию единицы культурной информации. Практическая ценность работы заключается в необходимости дать оценку явлению мема с позиции нового пласта лингвистики – сетевой лингвистики.

Термин «мем» предложил оксфордский биолог Ричард Докинс: «Мем – это основная единица передачи культурной информации, способной к самостоятельной репликации». В начале XXI века утвердилось понимание Интернет-мeма как названия информации или фразы, спонтанно получившей популярность в Интернете посредством распространения всеми возможными способами.

Изучение мемов в сетевой лингвистике началось сравнительно недавно, поэтому нет единого и полного мнения о природе этого явления. Со своей стороны мы полагаем, что мем можно определить как единицу культурной информации, а не просто единицу информации. Анализ показывает, что специфика мема как способа коммуникации связана с тем, что он являет собой некий синтез культурных, психологических и социальных начал.

Мемы обладают таким признаком как культурность и кодированность, поскольку их воздействие осуществляется через апелляцию к культурным кодам, к общечеловеческому психологическому опыту. В мемах реализуется творческое начало, которое часто направлено на юмористическую или сатирическую интерпретацию всем известных фактов. Мемы, как и все игры, вариативны, и это делает их универсальными. Мем способен соединить вроде бы несоединимое, рождая в этом оксюмороне новый культурный контекст. Мем легко комбинирует смысловые единицы разных культур, поколений, социальных слоёв, форм и жанров творчества. И с этих позиций многие мемы обладают интерконтекстуальностью, представляя собой диалог разных контекстов.

Несмотря на то, что мемы во многом универсальны, на просторах Интернета существуют мемы как широко распространенные, так и узконаправленные. Принцип их создания одинаков – апелляция к известному факту, его интерпретация, его эмоциональный фон. Но «оболочка» может варьироваться, наделяясь смыслами и образами для посвящённых в данный культурный код.

Мы разработали классификацию мемов, основываясь на формах реализации их смысла. Основой послужило замечание Ю. Бражникова, что к Интернет-мемам относятся коммуникативные единицы разного уровня: слова, фразы, изображения.

На первом месте стоят текстуальные мемы – это мемы-слова и выражения – отдельные слова, аббревиатуры, целые фразы и даже анекдоты. Не менее популярны мемы-картинки, мемы-фотографии: от графических объектов и условных изображений до фотографий, кадров из фильмов / мультфильмов и даже настоящих картин. Третий вид мемов – это мемы-музыка или музыкальныемемы. Четвёртый вид – этомемы-персонажи. Пятый вид – мемы-гифы / мемы-гифки, которые могут быть нарисованным или являться кадрами из фильма. В шестой вид мемов мы выделили мемы животных: образы домашних любимцев и просто забавных зверьков так же быстро превращаются в мемы.

Популярность мемов заключается в том, что в них общество отражает действительность и демонстрирует своё отношение к явлениям из политической, экономической, социальной, культурной и других сфер жизни. Исследование этого явления имеет обширные научные перспективы,поскольку мемы выступают универсальной единицей культурной информации в виртуальном пространстве, возможностью творческой реализации.

Статья на тему Интернет-мем – новая единица культурной информации