На современном этапе научно-технического прогресса ни одна страна в мире не сможет обеспечить экономический рост своего государства без использования творческих и инновационных способностей человека. Поэтому человеческий фактор занимает ключевую роль в социально– экономическом развитии общества. Это и обуславливает необходимость вмешательства государства в социально–экономическую сферу через разработку и реализацию социальной политики. Именно социальная политика государства обеспечивает повышение качества и уровня жизни населения, социальной защиты и социальной поддержки граждан Российской Федерации.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно–сырьевой, производственной, научно–технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения. Таким образом, целью экономической безопасности является не только защита национальных интересов, но и поддержание социальной стабильности общества.

Социальная политика – это деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.

В стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года выделен ряд основных вызовов и угроз экономической безопасности. Среди них есть угрозы социальной направленности, а именно усиление дифференциации населения по уровню доходов; снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала.

На экономическую ситуацию в стране оказывают свое влияние демографические показатели, которые являются фундаментом нашей экономики в связи с тем, что в экономической деятельности всегда задействованы люди и социальные группировки людей, численностью и качественным уровнем которых и предопределяется развитие экономики. Тем не менее, качество жизни населения ухудшается. Причинами этого являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ (таблица 1).

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения

Показатели Годы
2012 2013 2014 2015 2016
1. Показатель рождаемости на 1000 чел. 13,3 13,2 13,3 13,3 12,9
2. Показатель смертности на 1000 чел. 13,3 13,0 13,1 13,0 12,9
3. Естественный прирост населения 0,0 0,2 0,2 0,3 –0,01

 

Данные Минздрава России свидетельствуют о том, что рождаемость в нашей стране за период 2012–2015 гг. имеет положительную динамику. Однако в 2016 г. по сравнению с 2015 г. данный показатель уменьшился на 0,4. Смертность снизилась и по сравнению с 2012 г. в 2016 г. данный показатель уменьшился на 0,4.

Актуальной для нашей страны остается проблема бедности населения. Так, например, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России в 2016 г. составило 19,8 млн. человек (таблица 2).

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

 

Годы Величина прожиточного минимума, рублей в месяц Величина минимального размера оплаты труда, рублей в месяц Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
млн. человек В процентах от общей численности населения
2012 6510 4 611 15,4 10,7
2013 7306 5 205 15,5 10,8
2014 8234 5 554 16,1 11,2
2015 9701 5 965 19,5 13,3
2016 9828 7 500 19,8 13,5

 

По сравнению с 2012г. данный показатель вырос на 4,4 млн. человек. Уровень бедности в стране в 2016г. достиг 13,5% против 13,3% в 2015 г. Величина прожиточного минимума в 2016 г. увеличилась до 9828 рублей в месяц. Величина минимального размера оплаты труда также имеет тенденцию к увеличению, но все же остается меньше величины прожиточного минимума. Таким образом, весьма серьезную угрозу экономической безопасности нашего государства представляет положение людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Данная ситуация является причиной социальной нестабильности в обществе.

С началом 2017 года значение минимального размера оплаты труда не изменилось, оставшись равным величине 7500 руб., действующей с 01.07.2016г. Однако с 01.07.2017г. минимальный размер оплаты труда увеличился до 7 800 руб. (ст. 1 закона РФ от 19.12.2016 № 460–ФЗ).С 01.01.2018г.минимальный размер оплаты труда на территории РФ составляет 9 489 руб. (ст. 1 закона «О МРОТ» № 82–ФЗ).

Экономическая ситуация в стране также зависит и от уровня безработицы. Данные Росстата свидетельствуют о том, что численность экономически активного населения в 2016 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 960 тыс. человек, при этом количество занятых в том или ином виде деятельности увеличилось на 847,2 тыс. человек. А уровень безработицы в 2016г. уменьшился на 0,1% по сравнению с 2015 г. (таблица 3).

Данные по занятости населения и уровню безработицы

 

Годы Экономически активные, тыс. чел Занятые, тыс. чел. Безработные, тыс.чел. Уровень безработицы, %
2012 75676,1 71545,4 4130,7 5,5
2013 75528,9 71391,5 4137,4 5,5
2014 75428,4 71539,0 3889,4 5,2
2015 76587,5 72323,6 4263,9 5,6
2016 76636,1 72392,6 4243,5 5,5

 

Безработица имеет целый ряд экономических и социальных последствий. Одним из них является недопроизводство ВВП. Впервые эти потери математически обосновал американский экономист А. Оукен: если фактический уровень безработицы превышает естественный ее уровень на 1 %, то недопроизводство ВВП составляет 2% от уровня потенциального.

Поэтому безработица требует проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня. В целях минимизации количества безработного населения правительство может создавать налоговые, кредитные и другие льготы малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, от которых зависит развитие других фирм, что в свою очередь приведет к расширению производства и увеличению количества рабочих мест.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

  • общеметодологические подходы к формированию социального государства;
  • регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
  • социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная политика оказывает большое влияние на экономическую безопасность государства. Поэтому социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here