На сегодняшний день проблема реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации является часто обсуждаемой темой. Особенно актуален вопрос насчет избирателей с ограниченными физическими возможностями, которые обладают равными избирательными правами наравне с другими людьми. Хотелось бы отметить, что данной категории граждан в ходе подготовки и проведения выборов должно уделяться особенное внимание со стороны избирательных комиссий. Согласно Конституции Российской Федерации государство гарантирует каждому человека и гражданину возможности для полноценного осуществления своих прав и свобод, среди которых находятся избирательные права.

На данный момент в России насчитывается свыше 12 миллионов граждан с ограниченными возможностями, которые относятся к незащищённым слоям населения. Главная проблема состоит в том, что трудности возникают не в результате физических, психических или интеллектуальных нарушений инвалидов, а из–за нежелания или неспособности уполномоченных должностных лиц создавать условия, при которых люди с ограниченными возможностями смогли бы с лёгкостью полностью реализовать свои права как полноправные участники избирательного права. Так как Россия является демократическим государством и её основой служат всеобщие, равные и прямые выборы, следовательно, каждому гражданину, в том числе и гражданину – инвалиду, обладающему активным избирательным правом обязана предоставляться возможность и комфортные условия его осуществления.

Как известно, пассивное и активное избирательное право закреплены в международных и российских документах, но начало правам инвалидам было положено только 13 декабря 2006 года международной Конвенцией на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Это событие стало отправной точкой для решения проблем реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями. Согласно этому договору его участники должны гарантировать инвалидам избирательные права и обеспечивать их реализацию.

Активно реализовывать данные задачи ЦИК Российской Федерации начал с 2007 года, после чего и появилась первая Рекомендация по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами. После апробации данных рекомендаций в России провели меры по обеспечению необходимых условий для людей с ограниченными физическими возможностями, в число которых входит:

  • создание рабочей группы для помощи инвалидам с реализацией их избирательных прав;
  • создание специальных избирательных участков в местах проживания граждан с данной проблемой;
  • в целях обеспечения голосования слепых и слабовидящих, были использованы трафареты для избирательных бюллетеней;
  • также для избирателей с нарушением функции слуха были приглашены специалисты–сурдопереводчики.

В результате данных преобразований значительно увеличилось количество избирателей с инвалидностью, что показывает эффективность использования данных мер. Однако и до сегодняшнего момента отчётность избирательных комиссий показывает, что существуют проблемы, которые препятствуют реализации избирательных прав людей с ограниченными возможностями.

Правовая основа обеспечения избирательных прав инвалидов

В Российской Федерации обеспечивают избирательные права инвалидов с помощью соответствующих законодательных актов среди которых:

  • Конституция РФ (ст.32);
  • Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5–ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» (ст.75);
  • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67–ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ч.16.1 ст.20; п.л.2) ч.10 ст.23;ч.5.1. ст.33; ч.3 ст.45;ч.7.1. ст.61; ч.21 ст.63; ч.1,п.в ч.8.1., ч.11.1 ст.66)
  • Федеральный закон от 22.02.2014 N 20–ФЗ (ред. От 04.06.2018)«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ч.6 ст.42;ч.1 ст.5;,ч.10 ст.78; ч.3 ст.79;ч.1,7,12 ст. 83);
  • Федеральный закон от 10.01.2003 N 19–ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» (ст.46;ч.9.1. ст.66;ч.2.1. ст.67; ч.1 ст.71; п.3 ч.7.1. ст. 71;п.10.1. ч.10 ст.71).

Ознакомившись с данными правовыми актами можно сказать, что данные материалы узконаправленного характера, так как отсутствует полная информация об обеспечении условий голосования для всех категории граждан–инвалидов.

Среди проблем, связанных с реализацией избирательных прав чаще всего фигурирует сложность осуществления этих прав граждан с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Данная категория избирателей не может попасть на свои избирательные участки в связи с отсутствием пандуса или лифта у подъезда своего дома, а так же у самого избирательного участка.

Так же инвалиды с нарушением функций зрения отмечают, что им недостаточно светофоров со звуковым сигналом для того, чтобы добраться до своего избирательного участка.

Ещё существует проблема со специализированным общественным транспортом, так как отсутствуют подъёмники для инвалидов. Вообще для людей с ограниченными физическими возможностями могут быть предоставлены услуги социального такси, но и здесь можно столкнуться с проблемой кадров и содержания муниципалитетом данного вида услуги. Исходя из вышесказанного, основная проблема заключается в оборудовании избирательных участков, информировании и голосовании вне помещения избирательного участка.

Перспективой является создание условий для голосования инвалидов, которое находит свое выражение в техническом оснащении избирательных участков комплексами электронного голосования. Главная сложность осуществления комплексов для электронного голосования заключается в том, что не все города Российской Федерации готовы использовать данную меру ввиду экономии бюджета. Однако решение данного аспекта значительно облегчило бы процесс голосования для людей с ограниченными физическими возможностями.

Подводя итого, можно сказать, что в настоящее время практика обеспечения избирательных прав инвалидов является обширной, но раскрывается не полностью и не удовлетворяет положение международной Конвенции об инвалидах. Решением данной проблемы служит два главных условия: наличие грамотной и удобной системы для голосования и лёгкий доступ инвалидам на избирательный участок.

Проекты поддержки инвалидов в РФ

В данный момент в России реализуются некоторые программы и проекты для поддержки реализации прав людей с ограниченными физическими возможностями:

Государственная программа «Доступная среда».

Главной целью в ней является обеспечение нужных условий инвалидам для их свободного перемещения и повышения уровня доступности объектов и услуг. Данная программа продлена до 2020 года.

Проект «Дорога на избирательный участок».

В данном случае преследуется цель выявления проблем, которые возникают при перемещении инвалидов и информировании о них органов государственной власти, местного самоуправления и предприятий. Рассматриваемый проект действует с 2010 года.

Проект «Говорящий участок».

Приведённый проект уже не реализовывается, однако получил положительные отзывы. Его смысл заключается в размещении специального оборудования и информационных материалов для людей с ограниченными физическими возможностями на каждом избирательном участке.

В Российской Федерации существует достаточно законодательной базы по данному вопросу, но трудность заключается в её правильной реализации. В этом вопросе ключевую роль играют такие проблемы как:

  • недостаточность финансов;
  • приоритеты Российской Федерации;

пассивность инвалидов в предложениях решения данной темы. Существует множество положительных моментов в данной проблематике, но они не перекрывают все минусы урегулирования предоставленной темы, что говорит о том, что Российская Федерация должна стремиться устранить проблему реализации избирательных прав инвалидов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here