Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью эффективного функционирования рыночной экономики. В статье 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предприниматели, в большинстве своем, люди действия, инициативные и амбициозные. Будучи новаторами бизнес–сферы, они все чаще нуждаются в государственной поддержке. Ниже описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса, а также основные меры, принимаемые государством для поддержки МСП.

Предпринимательство способно решать такие задачи, как: производство товаров и услуг, внедрение новых технологий, увеличение числа рабочих мест, налоговые выплаты, следовательно увеличение государственного бюджета.

Бизнес бывает крупный, средний и малый. Критерии отнесения к какому–либо виду определяются ФЗ № 209 от 24.07.2007 и Постановлением Правительства РФ от 09.02.13 № 101. Консалтинговыми компаниями был проведен ряд исследований, в результате которых можно сделать вывод: Россия не может пока предложить достаточно выгодные условия для ведения бизнеса. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП в развитых странах держится в диапазоне 50–60%. В США он составляет порядка 50%, в Великобритании – 51%, в Нидерландах – 63%.

Малый и средний бизнес статистика

По данным Росстата, в России доля малого и среднего бизнеса за 2017 год составляет 21,9%. Это более 20 трлн рублей. Итоги 2018 года ведомство ещё не подвело. В марте 2018 года президент РФ Владимир Путин заявил в обращении к Федеральному собранию, что к 2025 году вклад малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП страны « приблизится к 40%». Министр экономического развития Максим Орешкин позже назвал иную цифру: к 2024 годам доля МСП должна составить 32,5%.

Для помощи бизнесменам правительством были созданы программы по развитию малого и среднего предпринимательства. Стратегии утверждены до 2030 года, которые должны увеличить рост компаний в малого и среднего сегмента. Однако, налогообложение и внеплановые проверки увеличивают нагрузку на предприятия, и не дают спойно вести дела.

На следующий год планируется новый реестр организаций малого и среднего бизнеса. В Развитых странах сектор малого бизнеса занимает наибольшую долю ресурсов государства и определяет экономическое благополучие страны.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса

Одна из проблем развития малого и среднего бизнеса заключаются в следующем: отсутствие возможности получения стартового капитала от различных инвесторов. Предприятие вынуждено искать средства самостоятельно, в то время как в финансово развитых странах формирование подобного начального капитала является целой индустрией. На данный момент Россия только начинает развивать данное направление.

Многие компании практикуют уклонение от налогов и предпочитают не платить «белую» зарплату, в целях экономии собственного бюжета. Доля заработной платы в бизнесе зависит от сферы деятельности предприятия и, как правило, расходы варьируются в диапазоне 30–45%. Тем не менее, для успешного развития бизнеса эффективнее в расчёте на будущие дивиденды выплачивать минимальные заработные платы, и покрывать часть расходов сотрудников за счёт фондов предприятия.

Важным моментом развития бизнеса является его кредитование. Для МСП кредитование является довольно долгой и трудной процедурой. Для подобного бизнеса банки выдают кредиты на короткие сроки и с большими процентами. Зачастую кредитные программы дороги из–за высоких ставок и практически не доступны для новичков сферы бизнеса в виду отсутствия залогового имущества. Кредитование и инвестиции в бизнес МСП осуществляется только в наиболее выгодные направления, и их развитие государство не может осуществить самостоятельно в полном объеме.

Одной из главных проблем для развития малого и среднего бизнеса, являются высокие ставки по налогообложению, предприятию приходится искать варианты обхода налоговых выплат.

На сегодняшний день государство внедряет программы по решению данной проблемы, например, предприятия участвующие в благотворительности, организации детских праздников, помощи инвалидам, получают налоговые льготы. Так же государство предоставляет бизнесу налоговые каникулы в течение двух лет после регистрации предприятия, занимающегося производством, научной деятельностью, социальной сферой или предоставление бытовых услуг населению.

Рассмотрим, Воронежскую область, где в данный момент государство финансирует субсидии на развитие животноводства и аграрного производства. Воронежская область славится своим плодородием.

На январь – декабрь 2018 года оборот организаций малого и среднего бизнеса составил 456839.4 млн. руб по сравнению с 2017 годом 794811.9 млн.руб. Эти данные показывают, что финансирование государственных программ в нашей области сократилось, либо эти программы не выполняют своих функций.

Наиболее популярные меры, применяемые государством в поддержку бизнеса на 2019:

  • Субсидии на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам;
  • Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в создании собственного дела;
  • Субсидии на возмещение субъектам малого и среднего бизнеса определенной части затрат по выплате процентов по кредитам.

В приоритете государства осуществлять поддержку и предоставлять субсидии малому и среднему бизнесу в области животноводства, аграрного производства, а также предприятиям детского развития и помощи инвалидам, компаниям, улучшающим окружающую среду. На муниципальном уровне каждый муниципалитет способен утверждать свои программы поддержки малого и среднего бизнеса в зависимости от региона.

Малое и среднее предпринимательство является основным элементом национальной экономики для большинства развитых стран, поэтому для развития бизнеса необходима стабильная и эффективная система государственной поддержки.

Финансирование малого бизнеса в России в 2020

Финансирование малого бизнеса в России в 2020 году будет осуществляться, но Министерством финансов Российской Федерации было предложено сокращение затрат по данному вопросу. Однако, точное решение правительства до сих пор ожидается.

Проанализировав приведённые выше проблемы развития малого и среднего бизнеса, можно отметить что, не многие предприниматели имеют возможность успешно реализовать своё дело и вынуждены прекращать свою деятельность.

Непостоянность экономики и политики, неравные условия и высокая степень конкуренции, проблема инвестирования, высокое налогообложение, осуществление неожиданных ведомственных проверок, высокая коррумпированность власти, а так же зачастую отсутствие начального капитала, всё это список наиболее весомых и актуальных проблем сферы предпринимательства.

Необходимо взглянуть под другим углом на политику финансирования и инвестирования в предприятия малого и среднего бизнеса для возможности их дальнейшего, более продуктивного развития.

Внедрение действенных финансовых инструментов и механизмов стимулирования деятельности предприятия будет способствовать как повышению роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны, так и переходу к новой модели развития общества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here