Аутсорсинг распространен в мире информационных технологий повсеместно. Люди и организации всегда искали того, кто способен им помочь в решении задач, которые им некогда решать или недостает необходимых навыков для их компетентного выполнения. Аутсорсинг определенно не является быстрым решением проблем плохо управляемого процесса. Нет причины предполагать, что кто–то другой сможет быстро исправить проблему, которую организация не могла решить в течении ряда месяцев или лет.

Аутсорсинг лучше всего расценивать как инструмент долгосрочного стратегического менеджмента. Аутсорсинг в области информационных технологий является установившейся и распространяющейся все шире практикой менеджмента. Понятие аутсорсинга в области информационных технологий не ново.

ИТ аутсорсинг

ИТ аутсорсинг – частичная или полная передача работ по поддержке, обслуживанию и модернизации ИТ инфраструктуры в руки компаний, специализирующихся на абонентском обслуживании организаций и имеющих штат специалистов различной квалификации. Изначально аутсорсинг рассматривался как деятельность по передаче функций целого отдела информационных технологий сторонней организации. Но в последние годы, по мере углубления опыта и знаний, аутсорсинг начинает считаться возможность, применяемой выборочно или экстенсивно к различным видам деятельности, связанным с информационными технологиями, на ряду со стратегиями передоверия всего блока функций.

В последнее десятилетие рынок аутсорсинга в области информационных технологий Великобритании, Северной Америки и Австралии растет с феноменальной скоростью. Рост тесно связан с периодами экономического спада, когда аутсорсинг в области информационных технологий рассматривается как способ сокращения издержек. Компании пытаются снизить затраты на информационные технологии и уложить непредсказуемые издержки в фиксированную сумму.

Исследование размеров рынка аутсорсинга в области информационных технологий сложно, поскольку различные исследовательские организации объединяют в своих исследованиях различные типы аутсорсинга. Не смотря на это все соглашаются, что рост рынка аутсорсинга продолжает опережать рост в других секторах индустрии информационных технологий и в настоящее время составляет примерно 10–15 % в год.

Аутсорсинг информационных технологий охватывает многие области, в том числе управление сетями связи, обслуживание технических и программных средств, управление приложениями, информационными системами и бизнес процессами. Расходы на аутсорсинг информационных технологий составляют значительную часть всех затрат на информационные технологии. Однако многие руководители не вполне четко представляют все аспекты ИТ аутсорсинга, а потому существуют опасения, что они не сумеют использовать те возможности, которые аутсорсинг открывает для бизнеса.

Несмотря на то что аутсорсинг информационных технологий относится к сфере бизнес практики, он оказывает огромное влияние на развитие теории коммерческих организаций. Аутсорсинг информационных технологий, если рассматривать его как отдельную дисциплину, базируется на других концепциях и дисциплинах, тесно связанных между собой: это и международный бизнес, и маркетинг, и психология, и управление технологиями, и стратегическое управление, и управление проектами, и управление знаниями, а также финансы, экономика, организации, традиционное управление, политология, бихевиоризм. Например, в процессе принятия решений по аутсорсингу важную роль играет теория транзакционных издержек. Пример теории зависимости от ресурсов, включая концепцию использования баз знаний, также демонстрирует высокую значимость научного подхода к моделям аутсорсинга информационных технологий.

Модели аутсорсинга

Преимущества ИТ аутсорсинга

Аргументы в пользу ИТ аутсорсинга:

  • является хорошо отлаженным процессом с богатой историей побед
  • улучшает бизнес и ИТ процесс
  • исключает непредусмотренные затраты
  •  является действенным способом изменения корпоративной культуры
  • открывает доступ к знаниям и опыту специалистов
  • предлагает контроль над затратами, который не возможен силами внутреннего ИТ отдела
  • позволяет сосредоточиться полностью на основном виде деятельности и источнике дохода

Улучшение не может быть достигнуто обычными ИТ отделами. Энди Запл из PA Consulting Group замечает:

“Необходимость аутсорсинга части или всего ИТ предприятия определяется конечной продукцией, уровнем сервиса и потребностями в изменениях… все, что могут сделать внутренние ИТ для своей организации,– попытаться увеличить свой вклад в бизнес”.

Он не дал ответа, почему внутренний ИТ отдел не может достичь этой цели. Ответ, к сожалению, прост: потому что он не может убедить бизнес доверять себе и своей компетенции или тому и другому вместе.

Возможно, несправедливо то, что сказал Питер Хайнд, консультант International Data Corporation, что посторонних рассматривают как небожителей. Но причина, по которой к ним относятся столь уважительно, заключается в том, что они обладают знаниями и возможностями, чтобы внести существенные и необходимые изменения в культуру бизнеса.

Милотт сказал, что компании “не будут возводить дамбу, чтобы обеспечить ваш офис электроэнергией”.

Внутренний ИТ сервис имеет поразительное сходство с этим высказыванием. Список преимуществ ИТ аутсорсинга, приведенный выше, мог быть большим, но все равно неполным. Есть только одно преимущество, в пользу которого нельзя привести доводов,– это то, что аутсорсинг сокращает расходы. В самом деле инвестирование в ИТ аутсорсинг– лучшее вложение средств. Тем компаниям, которые не понимают этих преимуществ, следует пересмотреть свой контракт.

Аутсорсинг в Белоруси

В белорусской национальной экономике на стороне предложения ИТ– услуг присутствуют три крупных компании: EPAM SYSTEMS, IBA, МЕДИАЛАЙН. Эти компании такого масштаба, что всего одна может удовлетворить потребности всего рынка.

Почему тогда на рынке их три? Потому что каждая из них работает только в своей сфере.

EPAM SYSTEMS занимается разработкой высоко нагруженных SAAS систем.В число их клиентов входят большие заводы, аэропорты и др. IBA преимущественно занимается мобильной разработкой.

МЕДИАЛАЙН делает сайты и web–приложения. Рынок поделен и по признакам напоминает олигопольный. В такой ситуации не могут работать небольшие группы разработчиков и средние студии. Так как клиентов не хватает даже на «акул», остальные участники вынуждены идти на внешние рынки. Как кажется на первый взгляд, – это неплохо, так как гарантирует приток валюты в страну. Но МЕДИАЛАЙН – небелорусское предприятие и основная его прибыль поступает в Москву и Санкт–Петербург.

IBA – международное сообщество, основная прибыль которого сконцентрирована за рубежом. Единственное белорусское предприятие – EPAM SYSTEMS, которое приносит прибыль именно белорусской экономике, хотя за рубежом находится значительная часть филиалов, где оседает немалая часть его прибыли. Со стороны спроса на ИТ–услуги наблюдается следующая ситуация. Малый бизнес не может заказать услуги, потому что у него нет на это средств.

Средний бизнес не очень доверяет ИТ–решениям и не хочет вкладывать в них свои средства. Крупные предприятия считают, что дешевле создать свой штат, который будет называться ИТ–отделом и успешно решать поставленные задачи. Не секрет, что такие отделы не всегда компетентны в решении поставленных задач, а сотрудники должным образом не простимулированы. Государство стимулирует развитие сферы информационных технологий: создаются технопарки, активно развивается «силиконовая долина», вручаются премии талантливым разработчикам. Государство должно создавать условия конкурентного порядка, когда малый и даже микро бизнес находил бы сферу применения собственным StartUp–ам. Это стимулировало бы инициативность, делало бы белорусскую экономику более конкурентоспособной.