Содержание статьи
Слово коммерция происходит от латинского слова «commercium», что означает «торговля». Но нужно учитывать, что у данного термина нет конкретного определения. С одной стороны, это самостоятельная отрасль народного хозяйства, с другой – это торговые процессы, которые направлены на реализацию актов купли–продажи товаров. Коммерческая деятельность больше соотносится со вторым понятием – торговые процессы по осуществлению актов купли–продажи товаров с целью извлечения прибыли.
Существует и более широкое толкование данного понятия, в соответствии с которым коммерческая деятельность сравнивается с предпринимательской деятельностью. Причиной этому является то, что в гражданском законодательстве Российской Федерации используется термин «коммерческие организации», к которым относят те организации, основной целью которых является получение прибыли путем ведения коммерческой деятельности.
В соответствии со статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность – это деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли от использования имущества, реализации товаров на рынке, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в соответствии с законом. Поэтому в теории с точки зрения гражданского законодательства любая деятельность, направленная на получение прибыли, считается коммерческой. На практике коммерческую деятельность рассматривают как разновидность предпринимательства, которая реализовывается в сфере обращения товаров и услуг.
С помощью торговли обеспечивается обращение продукции, то есть их перемещение из сферы производства в сферу потребления.
Элементы коммерческой деятельности
- Изучение спроса и определение потребностей в товарах
- Выявление поставщиков и установление с ними хозяйственных связей
- Организация оптовой продажи
- Организация розничной продажи
- Формирование ассортимента и управление товарными запасами
- Рекламная и информационная деятельность
- Оказание торговых услуг
Из этого следует, что коммерческая деятельность характеризуется совокупностью последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые реализуются в процессе купли-продажи товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.
Термин «логистика» рассматривается как наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими хозяйственными операциями в процессе доведения сырья и материалов до предприятия с последующей передачей готовой продукции до потребителя.
На современном этапе развития логистика относится к уникальной области экономики и охватывает следующие виды деятельности, представленные на рисунке 2.
Виды логистической деятельности
- Информационный обмен
- Транспортировка товаров
- Управление запасами
- Грузопереработка
- Упаковка товаров
Логистика объединяет вышеприведенные виды деятельности в целостный процесс, позволяя при этом создавать потребительскую стоимость с наименьшими затратами.
Выделяют субъектов и объектов логистики. К субъектам относятся непосредственно люди, кто осуществляют логистическую деятельность на предприятии.
Объекты логистики
Объекты логистики – это материальные потоки и операции, которые совершаются непосредственно субъектами. Целью логистики является доставка товара в нужное место в нужное время с минимальными издержками.
Основной задачей логистической деятельности на коммерческом предприятии является минимизация затрат в ходе доставки материальных запасов от места получения до конечного потребителя в качестве готовой продукции. Логистика на коммерческом предприятии способствует увеличению эффективности деятельности.
В ходе данной деятельности необходимо соблюдать следующие требования:
- Наличие связи логистики со стратегией предприятия.
- Регулярное совершенствование движения материальных потоков.
- Получение необходимой информации.
- Эффективность управления трудовыми ресурсами предприятия.
- Расчет прибыли от логистической деятельности в общей системе финансовых показателей.
- С целью повышения рентабельности предприятия определение наиболее оптимальных уровней качества логистического обслуживания.
- Детальная разработка операций, связанных с логистической деятельностью.
В странах Америки, Европы применяется бенчмаркинг, который представляет собой эффективный способ для изучения работы всех предприятий, это новое направление совершенствования и развития бизнеса. Он помогает с поиском и анализом эффективных способов и методов управления предприятием, осуществляет свое предпринимательство производительнее и намного лучше, опираясь на лидеров рынка. В нашей стране еще не все предприятия готовы его использовать в методах исследования. Это направление можно рекомендовать как элемент логистической операции для каждого предприятия.
Логистическая операция представляет собой некоторую совокупность действий, которые направлены на преобразование материальных, информационных, финансовых и других потоков.
Выделяют внутренние и внешние логистические операции. К внутренним логистическим операциям относятся операции, связанные с управлением материальным потоком в производстве, а к внешним – операции по сбыту и снабжению готовой продукции.
Логистическая система
Логистическая система – это система с обратной связью, которая выполняет различные логистические функции. Данная система включает в себя несколько подсистем и предполагает развитые связи с внешней средой.
Рассматривая эффективность логистики с точки зрения экономической науки, можно сделать выводы, что она представляет собой соотношение между результатами деятельности и общими затратами, которое выражено в натуральной или денежной величине.
Эффективность может быть как сравнительная, так и коммерческая. Сравнительная эффективность представляет собой выбор вариантов каналов доставки и принятия решения по ряду элементов:
- по выбору маршрута;
- вид транспорта;
- способ доставки;
- места складирования;
- места отдыха или перевалки;
- вид упаковки товаров.
Все вышеперечисленные элементы должны быть сопоставимы при экономическом обосновании отдельных операций по экспорту или по импорту логистических услуг.
Эффект, получаемый от внедрения коммерческой логистики, объясняется возникновением способности обеспечивать потребителя необходимыми товарами необходимого качества и необходимого количества в нужное время и в нужном месте с минимальными затратами.
Коммерческая эффективность рассчитывается для того, чтобы определить возможную прибыль при внедрении определенных мероприятий, связанных с логистической деятельностью (транспортная логистика), помимо этого сюда относится и оценка эффективности деятельности транспортных и внешнеторговых предприятий.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что на современном этапе развития логистика играет очень важную роль на коммерческом предприятии, что связано, в первую очередь, с поиском возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения с целью получения прибыли.
Логистическая деятельность на коммерческом предприятии способствует взаимодействию экономических интересов производителя продукции и ее потенциального потребителя. На современном рынке, по мере возникновения и развития новых организационных форм, которые реализуют процессы товародвижения, наибольшее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, а также обеспечение логистических процессов взаимодействия производителей, посредников, потребителей, склада транспорта.