Содержание статьи
На современном этапе развития цифровизации экономики, бизнеса и государственного сектора, важным вопросом становится процесс внедрения цифровой подписи документов, регистров и отчетности бухгалтерского учета. Именно по этой причине, актуальным является вопрос исследования основных проблем внедрения цифровой подписи и поиска способов его решения.
В частности, это обусловлено созданием и развитием «электронного правительства» Российской Федерации, где важным сопутствующим направлением является реализация функций учета с помощью системы электронного документооборота (СЭД).
В первую очередь, рассмотрим основные теоретические определения таких понятий, как «цифровая подпись» и «цифровая экономика».
Определение цифровой экономики
«Цифровая экономика» – это хозяйственная деятельность, в рамках которой ключевым фактором производства являются данные и информация в цифровом виде, обработка их больших объемов и использование результатов анализа, что, по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволяет существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Таким образом, ключевым ресурсом и предметом цифровой экономики – являются информационные данные, из–за чего актуальным является переведение всей документации на электронные системы, что невозможно без наличия внедренной функции цифровой подписи.
Определение цифровой подписи
«Цифровая подпись» – это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Согласно статье 2 №63–ФЗ электронная цифровая подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Виды цифровой подписи
Согласно последним изменениям в федеральном законодательстве Российской Федерации, существуют три вида цифровой подписи:
- простая цифровая подпись, которая подтверждает, что электронное письмо или документ был отправлен конкретным лицом;
- неквалифицированная цифровая подпись, которая подтверждает, что электронное письмо или документе был не только отправлен конкретным лицом, но и с момента подписи не менялся;
- квалифицированная цифровая подпись, которая, как правило, используется государственными органами для взаимодействия в электронной государственной системе.
Несмотря на достаточный срок с момента начала внедрения электронной цифровой подписи документов, регистров и отчетности бухгалтерского учета, в рамках документооборота предприятий, можно идентифицировать следующие проблемы и трудности, требующие скорейшего решения:
- отсутствие доверия населения страны инновационным и высокотехнологичным решениям задач, стоящих перед ними;
- низкий уровень информационной культуры не только среди населения, но и среди предпринимателей, в особенности малых и средних форм хозяйствования;
- необходимость финансовых и технических капитальных затрат при оформлении цифровой подписи и необходимость оформления документации для взаимодействия с государственными органами;
- возможность подделки цифровой подписи при помощи следующих методов (атака с использованием открытого ключа; атака на основе известных сообщений; атака на основе выбранных сообщений);
- цифровая подпись не может быть универсальной для подачи всех документов в различные государственные органы;
- на законодательном уровне не установлены обязанности сторон, проводящих хранение и использование цифровой подписи;
- возникновение конфликтных ситуаций между сторонами, когда у одной из таких сторон нет средств для использования цифровой подписи и проверки ее достоверности.
С целью решения возникших проблем, связанных с использованием электронной цифровой подписи документов, регистров и отчетности бухгалтерского учета, необходимо принятие следующих рекомендаций:
- хранение закрытого ключа цифровой подписи только на смарт– карте, с целью защиты от подделки, взлома и кражи;
- создание программы поддержки малого и среднего бизнеса в рамках финансирования их капиталовложений на создание электронной цифровой подписи;
- создание терминалов по отправки документации в государственные органы без наличия необходимости программного обеспечения у предприятий;
- создание возможности универсализации цифровой подписи для подачи документов и отчетности с регистрами.