На сегодняшний день весьма популярный способ приобретения товара или оказания услуги – это подарочный сертификат. Каждый из нас сталкивался с ним. Но не каждый знает, что представляет собой подарочный сертификат с точки зрения бухгалтерского учета. Поэтому цель исследования состоит в поиске ответа на вопрос: что такое подарочный сертификат и как учитывать в бухгалтерском учете подарочные сертификаты?

В переводе с латинского языка sertifico означает «удостоверяю». На деле это красочная пластиковая карточка, которая удостоверяет право лица, ее предъявившего, приобрести любые товары или же услуги. Однако законодательство не содержит прямого понятия подарочного сертификата и прямо не регулирует их оборот. В статье 128 ГК РФ такой вид объекта гражданских прав, как подарочные сертификаты, не поименован. В связи с этим точная квалификация правовой природы подарочных сертификатов затруднительна.

Так, по мнению специалистов Министерства финансов России, выраженному в письме от 19.12.2014 № 03–11–11/65746, реализуемые налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю, подарочные сертификаты являются товарами.

Финансовые и налоговые органы считают, что приобретение подарочных сертификатов следует рассматривать как особую форму предварительной оплаты товаров (работ, услуг). Данную позицию поддерживают и некоторые арбитражные суды.

Стоит отметить, что правила обращения подарочных карт организация, их выпускающая, может устанавливать самостоятельно. От этих правил и будет зависеть учет сертификатов. Продавец в своих внутренних документах может указать, какими именно будут сертификаты, на каких условиях они будут продаваться, а в дальнейшем – погашаться. Обычно разрабатывается и утверждается соответствующее положение, в котором подробно регламентируются все процессы.

Процедуру учета подарочных сертификатов рассмотрим в двух этапах:

  1. непосредственно изготовление подарочного сертификата.
  2. продажа (реализация).

Бухгалтерский учет изготовления подарочного сертификата

Изготовление подарочного сертификата. На практике организация может самостоятельно выпустить подарочные сертификаты, тогда для учета расходов необходимо использовать счет 44 «Расходы на продажу». Таким образом, будем иметь следующие записи:

  • Дебет 44, Кредит 60, 76 – отражены суммы расходов на изготовление без НДС.
  • Дебет 19, Кредит 60, 76 – отражен НДС.

Сертификаты следует учитывать на отдельном забалансовом счете.

  • Например, Дебет 015 – отражено изготовление платежных сертификатов.

Бухгалтерский учет реализации подарочных сертификатов

Продажа (реализация). Любая компания имеет выбор: продавать или раздать подарочные сертификаты бесплатно.

При продаже собственных подарочных сертификатов у будущего владельца возникает право требовать товар (услугу) по такому сертификату, а у компании – обязательство передать выбранный товар (услугу) по полученной предоплате. К тому же у организации не возникает обязанности платить налог на прибыль (п. 1 ст. 251 НК РФ). В учете производятся следующие записи:

  • Дебет 50 (51), Кредит 62–2 – отражена реализация подарочного сертификата – получение предоплаты.
  • Дебет 76, Кредит 68 – начислен НДС.
  • Кредит 015 – отражена передача подарочного сертификата покупателю. При безвозмездной раздаче необходимо отразить выбытие сертификата: Кредит 015 – отражена передача подарочного сертификата покупателю.

В данном случае у фирмы отсутствует операция по получению предоплаты, значит, бесплатно розданные сертификаты следует учитывать на отдельном забалансовом счете.

При вручении сертификата в качестве подарка нужно учитывать: согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ если от организации получен подарок дороже 5 МРОТ, то нужно оформить письменный договор. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие доходы в натуральной форме в порядке дарения, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ.

При бесплатной раздаче собственных подарочных сертификатов, очевидно, на сертификате будет стоять логотип компании. Тогда подарочные сертификаты с логотипом организации подходят по всем критериям и могут считаться рекламой. При этом расходы на рекламу являются нормируемыми в целях исчисления налога на прибыль. Для целей налогообложения прибыли расходы на подарочные сертификаты могут быть учтены как рекламные только в пределах 1% от выручки компании (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, для контроля за наличием и движением подарочных сертификатов целесообразно предусмотреть в рабочем плане счетов отдельный забалансовый счет, а в учетной политике предприятия указать способ оценки изготовленных подарочных сертификатов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here