Развитие малого бизнеса очень важно для социально-экономической стабильности государства. Одним из методов развития малого бизнеса можно считать франчайзинг. Это аренда торгового знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы контролируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). В Европе эту форму ведения бизнеса считают не только полезной, но и престижной.

По данным Российской Ассоциации Франчайзинга, наибольшее распространение в сфере франчайзинга получили следующие сегменты рынка: общественное питание, розничная торговля, транспортные услуги, риэлтерская деятельность, бытовое обслуживание, телекоммуникации, гостиничный бизнес, банкинг и др.

Виды франчайзинга

В зависимости от содержания франшизы выделяются такие виды франчайзинга как:

  • производственный;
  • товарный;
  • сервисный;
  • франчайзинг бизнес-формата.

Производственный франчайзинг предполагает передачу запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.

В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Все региональные предприятия Сoco- Cola осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.

В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.

Товарный франчайзинг. В этом виде франчайзинга франшизопокупатель на льготных условиях получает от франшизопродавца товары для их дальнейшей реализации. При этом продавцом выступает крупный производитель, который предоставляет право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии, также он обеспечивает финансовой, рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала. Благодаря этому, когда товары попадут к потребителю марка и имя компании получат широкое распространение, которое очень выгодно франчайзеру в продвижении своего бизнеса.

Сервисный франчайзинг. Здесь, франчайзер передает технологию продаж, методы и аспекты обслуживания клиентов, а также контролирует выполнение их. Сюда также входит фирменный дизайн помещений и элементы фирменного стиля в организации приготовления блюд.

Франчайзинг бизнес-формата. Это наиболее перспективный на сегодняшний день вид франчайзинга. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Он предполагает составление франшизородавцом обширного пакета документов: детальные технологии ведения бизнеса и правила, оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. Франчайзер может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях.

Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги (защищенных торговой маркой), дает эксклюзивные права на распространение своей продукции или услуг независимым предпринимателям в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Франчайзинг в РФ и зарубежных странах. Статистика.

В настоящее время странами-лидерами развития и распространения франчайзинга являются США, Великобритания, Испания, Швеция, Нидерланды, Япония, Италия, Германия, Франция. Они и другие страны занимаются продвижением этого вида организации бизнеса по всему миру.

Самые крупные франшизы мира

На данный момент мировым лидером в области франчайзинга является сеть круглосуточных магазинов «7-Eleven», годовой оборот которой составляет 27 млрд. долларов. По состоянию на 2014 год, насчитывается более 40000 франчайзинговых магазинов этой компании, находящихся в основном в Азии и Северной Америке. Также в 10-ку лидеров входят такие предприятия как Subway (сеть ресторанов быстрого питания), McDonald’s, Spar( сеть круглосуточных магазинов),Mexx (сеть одежды и обуви)и др.

Самые крупные франшизы России

В последние три года рост числа франчайзинговых компаний составил около 98%, что делает российский рынок лидером в данной области относительно других стран мира. В настоящее время в России около 500 фирм франчайзеров и почти 20000 франчайзи. К наиболее популярным франшизам России относятся «Лукойл», «Планета Фитнес», «Ароматный мир», «Пятерочка», «Инвитро», «Шоколадница» и ряд других.

Сеть продуктовых магазинов «Перекресток», включает в себя 350 супермаркетов, расположенных в восьми регионах России. Стоимость франшизы: 2 000 000 руб. А планируемый период окупаемости: 8-14 мес.

Франчайзинг Х5 RetailGroup

В качестве основной стратегии развития франчайзинга Х5 RtailGroup принят обратный (товарный) франчайзинг. Обратная франшиза «Перекрестка» предполагает следующее: Х5 RetailGroup по агентскому договору поставляет франчайзи до 90–92% ассортимента товаров (кроме алкоголя). Франчайзи управляет магазином «Перекресток», продает товар через свои кассы, перечисляя Х5 RetailGroup ежедневно 100% инкассированной выручки. X5 RetailGroup из перечисленных франчайзи средств выплачивает ему агентское вознаграждение, как процент от перечисленной суммы инкассации (от 20,6% товарооборота супермаркета). Франчайзи расходует агентское вознаграждение на содержание магазина, оплату труда персонала, коммунальных расходов и прочих расходов и налогов, и использует оставшуюся часть как личный доход. X5 RetailGroup осуществляет сопровождение и контроль работы магазина «Перекресток». Открывая магазин «Перекресток» по франшизе партнер получает три основные выгоды:

  • широко известную торговую марку «Перекресток»;
  • отлаженную систему бизнес-технологий и современное программное обеспечение;
  • прямые поставки 100% ассортимента необходимых товаров с распределительных центров и от поставщиков X5.

Это момент является очень выгодным для предпринимателя.

Примечательно, что франшизы России занимают 62% отечественного рынка франчайзинга, среди них порядка 45% – это молодые предприятия, работающие в этой сфере менее 5 лет, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Российские компании предлагают франшизы в различных отраслях – от общественного питания и ритейла до банкинга и риэлтерской деятельности.

Международный франчайзинг дает возможность перенять опыт успешного ведения бизнеса и адаптировать его к условиям рынка другой страны. Для начинающего предпринимателя-это шанс к созданию успешного бизнеса.

При заключении договора, франчейзер предоставляет франчайзи документацию, которая содержит инструкции по эффективному использованию бизнес-плана получателя франшизы, а так же проводит обучение правильному ведению бизнеса своих партнеров. Поэтому при открытии партнерского предприятия, франчайзер не оставляет партнера один на один с проблемой, так как заинтересован в стабильности работы предприятия. Одним из главных условий успешного бизнеса является востребованность на рынке. Поэтому начинать свой бизнес частью успешного бренда выгоднее, так как к открытию предприятие уже будет востребованным. Отсюда, риск банкротства для франшизной компании становиться значительно меньше.

Однако система франчайзинга не лишена и недостатков. Покупатель франшизы вынужден следовать строгим указаниям франчейзера, закупать материалы только у тех, кого тот одобряет, тем самым закрывая свободный выход на рынок и вынуждая покупать сырье по завышенным ценам. Франшизопокупателю необходимо контролировать качество товаров и услуг, а так же обслуживание клиентов и покупателей.

Перспективы развития франчайзинга в РФ

Франчайзинг – очень перспективная форма ведения малого бизнеса. Эксперты считают, что в России франчайзинг будет перспективен в следующих видах бизнеса:

  1. Производство и реализация техники для населения. Франчайзинг может позволить решить проблему продвижения такой сложной продукции как автомобили, бытовая техника, компьютеры, планшеты и тому подобное, обеспечив их необходимым сервисом.
  2. Оказание помощи в организации и ведении бизнеса. Для развития современного бизнеса (в том числе и малого) требуется оказание целого комплекса услуг, которые оказываются предпринимателям. Это может быть: управленческое консультирование; реклама; работа с персоналом (включая: подбор и выполнение конкретных работ); техническое консультирование.
  3. Отдых и развлечения. Этот вид бизнеса охватывает гостиничный бизнес, туризм и спорт. В качестве франчайзеров выступают: корпорации отелей, заинтересованные в расширении сферы своего влияния и создающие себе сеть из отелей на правах франчайзи; крупные туристические агентства, организующие продажу путевок, как самостоятельно, так и через своих франчайзи. В качестве последних могут выступать – мелкие туристические фирмы и туристические операторы, дома и базы отдыха, санатории, профилактории. А также крупные производители спортивного снаряжения и инвентаря, которые, стремясь расширить рынок сбыта своей продукции, создают сеть собственных спортивных клубов и стадионов в качестве франчайзи; аналогичную сеть собственных спортивных клубов и стадионов в качестве франчайзи, могут создавать и крупные спортивные объединения.
  4. Медицинские и косметические услуги. Особое место в этом виде бизнеса занимают медицинские услуги. Их главная особенность, заключается в том что франчайзером являются фонды медицинского страхования, а франчайзи являются больницы; поликлиники и санатории. А что касается косметических услуг, то производители косметики являются франшизопродавцами, а косметические кабинеты и центры становятся франшизопокупателями.
  5. Розничная торговля. Этот вид бизнеса организуется либо крупными торговыми фирмами, которые, выступая в качестве франчайзера, создают универсальные магазины либо торговые точки на правах франчайзи. Возможно создание франчайзинговой сети и производителями продовольственных и промышленных товаров, привлекающих франчайзи только для торговли своей продукцией.
  6. Бытовые услуги. Этот вид бизнеса охватывает самые разнообразные индивидуальные услуги населению, такие как: ремонт, гарантийное и послегарантийное обслуживание, чистка и стирка, прокат и так далее. К этому виду бизнеса очень часто относят услуги связи.

Актуальные проблемы франчайзинга в РФ

Но, не смотря на широкие темпы развития франчайзинга в России, эта форма бизнеса сталкивается с целым комплексов проблем, различного характера: экономические, организационно-правовые, социально- психологические, образовательные.

К экономическим проблемам относятся: нестабильность в экономике, отсутствие стартового капитала у предпринимателя, сложность получения кредита и несоответствие доходности франчайзи, регулярных платежей и ставки банковского кредита, а также отсутствие системы стимулирования франчайзинга.

К организационно-правовой стороне относится: отсутствие необходимой законодательной базы; проблема учета финансовых потоков (бухгалтерский учет); проблемы налогообложения; защита интеллектуальной собственности; антимонопольное регулирование; правовые аспекты рекламы.

К социально – психологическим проблемам франчайзинга относятся: отсутствие опыта, опасения риска провалов, слабая подготовка предпринимателей, боязнь потерять самостоятельность, а также страх за репутацию.

А образовательная проблема франчайзинга включает в себя:

  • слабую подготовку представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга;
  • отсутствие получения информации и консультаций в сфере франчайзинга.

Несмотря на недостатки и проблемы развития для начинающего бизнесмена франчайзинг – это один из способов стать владельцем успешного бизнеса, а для франшизных компаний-способ распространения своего бизнеса. А если говорить о франчайзинге как о форме малого бизнеса, то это система взаимовыгодных отношений, хотя с присутствием аренды, купли-продажи и подряда.