Молодежь живет сегодняшним днем. События прошлого чаще всего воспринимаются молодыми людьми отстраненно, как «дела давно минувших дней», не имеющих непосредственного отношения к современным реалиям. Между тем историческая память молодежи – один из важнейших элементов консолидации нации, формирования патриотизма и гражданственности, а также, по мнению М. Хальбвакса, самоидентификации социальной или любой другой группы.

Как же сохранить историческую память? Чаще всего о событиях прошлого молодежь узнает из школьных и вузовских учебников, книг, интернета, кинофильмов. Однако учебный материал не всегда переживается юношами и девушками как личная история, в нем отсутствует сопричастность молодого человека к событиям прошлого. После работы над родословной я пришел к выводу, что олицетворением социальной преемственности, связи поколений может стать история семьи. На ее примере можно проследить и осмыслить важнейшие события минувших лет. Моя родословная – яркое тому доказательство.

Мой прапрапрадед, Перов Иван Григорьевич участвовал в Первой мировой и гражданской войне. После возвращения в 1921 году домой, он получает на свою семью небольшой надел земли и начинает самостоятельно заниматься сельским хозяйством. В 1925 г. он приобретает лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, а затем корову. В 1929 г. он вступает в колхоз, передав туда нажитое имущество, становится бригадиром полеводческой бригады (до 1932 г.). Сын Ивана Григорьевича, мой прапрадед, получил специальность учителя, а в годы Великой Отечественной войны ушел на фронт, был танкистом. В семейном архиве сохранилось его письмо от 2 сентября 1942 года. Из письма прадеда: «Привет с Северо-Западного фронта…. Сражаюсь на поле боя с немецкой сворой. Уже несколько раз ходил в атаку на своем стальном коне, поражая противника. Сам пока что цел…».   Ксожалению, Перов Николай Иванович, мой прапрадед, пропал без вести после страшного сражения под городом Ржевом.

Другой мой прапрадед, Морозов Федор Федорович, родился в  1896  г. Был участником трех Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной. Семья считалась зажиточной. Прапрадед раздал всё добро своим двум сыновья – Фёдору, моему прадеду, и Ивану. Иван смог умело распорядиться наследством построил новый добротный дом, хозяйственные пристройки, мельницу. Имел наёмных работников. В 30-х годах был раскулачен и выслан  в Сибирь.

У другого его сына Морозова Ф. Ф. было 7 детей. Самый младший ребёнок в семье – мой дед, Морозов Вениамин Фёдорович, 1939 года рождения. С самым старшим сыном, Дмитрием, 1914 года рождения, прадед отправился на борьбу с фашизмом. Воевали вместе в одной части. Дмитрий погиб, не вернулся из разведки. Прадед дошел до Берлина.

Моя бабушка, Морозова (Орлова) Валентина Николаевна родилась 4 сентября 1942 года в деревне Жуковицы Лежневского района Ивановской области. В семье было 9 детей. Бабушка была третьим ребёнком  в семье.  До войны отец бабушки, мой прадедушка, работал на конезаводе в Лежневе, а её мама, моя прабабушка, была дояркой на колхозной ферме. Семья жила дружно, все надеялись на мирную жизнь, на светлое будущее. Но мечтам не удалось осуществиться. Все мирные планы перечеркнула Великая Отечественная война. Когда немецкая армия напала на нашу страну, началась мобилизация. Мой прадедушка, Орлов Николай Иванович, в августе 1941 года был призван в армию. Но повоевать прадеду пришлось не так долго в оборонительных боях под Москвой он был тяжело ранен в ногу, отправлен в госпиталь, после чего комиссован.

В деревне в годы войны остались женщины, дети и старики. На их плечи легла непосильная ноша. «Все для фронта, все для победы!» с этими мыслями жили и трудились все в те годы. Женщины и старики заменили мужчин: пахали, сеяли, косили, мололи…. А рядом были дети, которые сразу повзрослели и работали вместе со взрослыми.

Из рассказов моих родных мне также стало ясно, насколько трудной и суровой была жизнь после окончания Великой Отечественной войны. Не хватало самого необходимого, люди прилагали все усилия, чтобы выжить.

Однако и эти трудности страна, а вместе с ней и мои родные, преодолели. Жизнь налаживалась. Происходили события, вселявшие гордость за Родину. Мои бабушки и дедушки навсегда запомнили 12 апреля 1961 года. В этот день мощная ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль “Восток” с первым космонавтом Земли гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. Каждый гражданин СССР чувствовал сопричастность к этому великому событию. Полет человека в космос не оставил никого равнодушным. Люди, в едином порыве собираясь в стихийные демонстрации,  устраивали  народные  гуляния  с  воздушными  шарами    и флагами. Наверное, это была первая всеобщая послевоенная радость. Моей бабушке, Морозовой (Орловой) Валентине Николаевне, тогда было 18 лет. Новость о полете Гагарина в космос застала её на занятиях. Она являлась студенткой Ивановского педагогического училища. Бабушка писала хорошие стихи. Эйфория всеобщего праздника молниеносно передалась ей, и она написала стихотворение о Гагарине и его первом полёте в космос, которое напечатали в Ивановской областной газете.

Жизнь моих родителей была наполнена учебой, спортом, туристическими походами. Им запоминались уже не трагические, а радостные события. Так, для моей мамы – Озорновой Юлии Вениаминовны одним из самых ярких воспоминаний детства были Олимпийские игры 1980 года в Москве. В то лето она была вместе со своей мамой и братом в загородном лагере «Берёзка». Олимпийские состязания мама с братом смотрели по телевизору. Это были первые в истории  Олимпийские  игры  на  территории Восточной Европы, а также первые Олимпийские игры, проведённые в социалистической стране.

Итак, из рассказов моих родных, семейных преданий, передо мной ярко и наглядно предстала история ХХ века, полная трагических и героических событий, во многих из которых участвовали мои родные.

Статья на тему историческая память молодежи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here