В настоящее время в России успешно развиваются хозяйственные субъекты различных организационно-правовых форм собственности. Особенно активно происходит интеграция крупных предприятий со средним и даже малым бизнесом. Как отмечается в работах, охватывающих большой спектр проблем управленческих решений по выбору партнеров, совершенствованию систем учетно-контрольных процессов, по составлению отчетностей и т.д., важным является вопрос о дебиторской задолженности организации.
Как отмечается в работе, чтобы справляться с дебиторской задолженностью вовремя, чтобы не позволять ей «захватывать» и «замораживать» все денежные ресурсы компании, ее нужно тщательно и, самое главное, умно контролировать.
Актуальность темы заключается в том, что современные методы и мероприятия по стимулированию, ликвидации или частичному погашению дебиторской задолженности могут быть рассмотрены только в контексте разработанной кредитной политики покупателей и являются ее логическим продолжением. В свою очередь, кредитная политика основывается на формировании кредитного рейтинга покупателей и заказчиков.
Эффективно разработанная кредитная политика применительно к разным группам покупателей и заказчиков позволит компании улучшить свое финансовое состояние за счет управления возникающей дебиторской задолженностью.
Рейтинговая оценка дебиторов дает возможность сгруппировать и провести сравнительный анализ покупателей и выявить те из них, которые менее всего подвержены риску невозврата долгов.
Являясь средством привлечения покупателей, коммерческий кредит, то есть предоставление отсрочки платежа, должен быть экономически эффективным, следовательно, потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж – это и есть основная цель формировании кредитного рейтинга.
Основное предназначение кредитного рейтинга – дать финансовым менеджерам представление о надежности потенциального дебитора.
Формирование кредитного рейтинга клиентов осуществляется с помощью балльной оценки по каждому из следующих параметров:
- опыт работы на рынке;
- время совместной работы с данным покупателем;
- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления в предшествующие периоды;
- оборачиваемость дебиторской задолженности по данному клиенту; · финансовые показатели клиента.
Максимальный рейтинг по клиенту составляет 100 баллов.
Каждая организация самостоятельно выбирает перечень показателей, используемых для оценки надежности и платежеспособности клиентов.
Система присваивания баллов по времени совместной работы с данным покупателем, объему хозяйственных операций и стабильности их осуществления в предшествующие периоды аналогична опыту работы на рынке.
Баллы за оборачиваемость дебиторской задолженности определяются после анализа клиента за несколько периодов. Чем быстрее клиент оплачивает полученную продукцию, тем выше его рейтинг.
Финансовые показатели клиента рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчетности клиента. У клиента необходимо запросить бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за несколько отчетных периодов. Этого достаточно чтобы сделать краткий коэффициентный анализ.
Присваивание рейтинга по финансовым показателям проводится на основании улучшения или ухудшения динамики по каждому коэффициенту за несколько периодов. Так как для каждой компании могут быть разные нормальные значения коэффициента.
В зависимости от количества набранных баллов клиента, организация выбирает условия предоставления кредита: длительность отсрочки, условия и размер предоставления скидок, форма штрафных санкций и т.д.
Исходя из кредитного рейтинга, клиенты подразделяются на группы – «от первоклассных заемщиков» до «злостных неплательщиков».
В первую группу входят клиенты с диапазоном набранных баллов от 80 до 100 или дебиторы – лидеры. Данным клиентам коммерческий кредит может быть предоставлен в максимальном объеме.
Во вторую группу входят клиенты с диапазоном от 50 до 79 баллов. Коммерческий кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме и с жестким графиком погашения задолженности. Ограничение может накладываться на сумму кредита или на отсрочку платежа.
В третью группу входят клиенты с рейтингом от 30 до 49. В данную группу входят дебиторы со слабой позицией. При продаже продукции таким покупателям существует риск задержки оплаты и возникновения сомнительных долгов. По данным покупателям необходимо составление графиков по проведению преддоговорной работы, исполнению договоров, организации получения оплаты по каждому договору.
И в четвертую группу входят клиенты с рейтингом от 0 до 29. С данными покупателями необходимо работать на условиях предварительной оплаты, что максимально снижает риск непоступления платежей. К этой группе относятся ненадежные дебиторы.
Проведенная в данной статье рейтинговая оценка дебиторов дает возможность сгруппировать и провести сравнительный анализ покупателей, а также выявить те из них, которые менее всего подвержены риску невозврата долгов. Представленная методика может найти широкое применение при разработке кредитной политики, так как позволяет снизить размер сомнительной задолженности, что в свою очередь положительно отразиться на деятельности предприятия в целом.
Но как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются возможные отклонения от плана поступлений денежных средств от продажи, поэтому предприятия должны создавать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины и периодически пересматривать кредитные рейтинги своих клиентов.