Ликвидация аварийного жилищного фонда является актуальным вопросом в соответствии  с  Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N° 600 “О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг”. Однако беспрепятственному осуществлению прав указанной категории лиц мешает  неравенство при обеспечении жилыми помещениями.

Так, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ в случае, если многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, не были снесены собственниками жилых помещений, орган местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка, на котором стоит дом путем  его выкупа. При этом, если такой дом включен в адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда, то собственник в соответствии с п.2 ст.3 и ст.16 ФЗ Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 21.07.2014) “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” имеет право на предоставление другого жилого помещения или его выкуп. Таким образом, осуществление права на жилище в данном случае поставлено в зависимость от попадания в адресную программу, что существенно нарушает права граждан.

Препятствием на пути осуществления жилищных прав граждан также является несовершенство норм права. Так, статья 89 ЖК РФ предусматривает обязанность органов местного самоуправления предоставить жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Трудности заключаются в том, что большое количество граждан проживают в комнатах коммунальных квартир, размер которых зачастую не превышает 12 кв.м, поэтому предоставление равнозначного жилого помещения затруднительно в связи с тем, что современном жилищном фонде отсутствуют квартиры такой площади. В связи с этим считаем необходимым внести изменения в статью 89 ЖК РФ, закрепив размер предоставляемых жилых помещений в связи с выселением по основаниям статей 86-88 ЖК РФ общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Недобросовестное исполнение обязанностей должностными лицами, также создает препятствия при осуществлении прав граждан. Примером может служить действия межведомственной комиссии, которая в нарушении требований «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» производит визуальный осмотр конструкции дома, на основании которого принимает решение, без фактической проверки и обследования жилых помещений.

В целях осуществления гражданских прав наиболее желательны активные правомерные действия управомоченного лица. К таким действиям можно отнести подачу лицом заявления о признании дома аварийным или подлежащим сносу. Однако беспрепятственному осуществлению прав граждан в данной ситуации мешает п.45 Положения, который возлагает обязанность на собственника представить заключение специализированной комиссии,   проводящей обследование дома. Низкий уровень материального состояния граждан, проживающих в таких домах, а также отсутствие согласованного решения приводит к невозможности получить указанное заключение, что отодвигает срок осуществления права на неопределенный срок.

Статья на тему проблемы осуществления жилищных прав граждан

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here