В настоящее время в ряде стран мира к власти приходят силы, активно использующие в своей пропаганде националистические настроения. Это позволяет провести отчетливые параллели с печальными событиями первой половины XX столетия. Поэтому тема данной статьи анализ такого явления, как пропаганда Третьего Рейха продиктован стремлением избежать повторения его кровавой истории. В работе использованы исследования российских и зарубежных авторов, в первую очередь Габриэля Ваймана, а также оригинальные источники Третьего Рейха – публикации его лидеров.

Что касается термина «пропаганда», то первым его начал использовать Папа Римский Григорий XV в 1622 году. Изначально этот термин обозначал католическую организацию, задачей которой являлось распространение веры (Congregatiode Propaganda Fide) и она никоим образом не имела негативного значения, не была деструктивной и не призывала людей убивать друг друга. Сегодня значение слова «пропаганда» изменилось: после Второй мировой войны оно стало носить, в ряде случаев, негативный оттенок.

Как мы знаем, Вторая мировая война унесла множество жизней. При этом многие люди погибли не на полях сражений, а в ходе карательных операций, в лагерях смерти и в застенках Гестапо. Репрессиям подверглись многие категории граждан – евреи, коммунисты, цыгане, инвалиды, а также политическая оппозиция. Невольно напрашивается вопрос: как нация, которая имеет богатую историю, развитую культуру превратилась в индустрию смерти? Почему немцы поверили ему? На эти вопросы нет однозначного ответа. Существует множество причин прихода фашистов к власти. Однако, на мой взгляд, одной из главных причин, безусловно, является нацистская пропаганда.

С первых дней существования, НСДАП стала использовать агрессивную рекламу для продвижения нацистской идеологии. Германия стала первой страной, которая после выборов 11 мая 1933 года учредила Имперское министерство народного просвещения и пропаганды. Главой «просветления» немецкой общественности был назначен доктор Йозеф Геббельс. О роли средств массовой информации для укрепления режима размышлял А. Гитлер в своей книге «Моя Борьба». Таким образом, министерство, а по сути один человек, контролировало все масс-медиа, а также кинематограф, архитектуру, литературу и т.д. Все нежелательные, с точки зрения нацизма, произведения литературы и искусства уничтожались. Яркий пример сожжение книг 10 мая 1933 года на площади Опернплац в Берлине.

Ключевыми темами пропаганды были:

  • культ фюрера
  • возвеличивание национализма
  • превосходство арийской расы
  • антисемитизм
  • милитаризм
  • резкая критика модернизма
  • превознесение традиционной культуры немецких народов.

Главным лозунгом нового государства стал девиз «Один народ, одна империя, один вождь» (Ein Volk, ein Reich, ein Führer).

Целью пропаганды было культивирование безоговорочной преданности фюреру и одобрение его агрессивной политики.

Министерство пропаганды было ответственно за выпуск агитационных фильмов, газет, плакатов, книг, а также проведение митингов и парадов. Как правило, постеры были простыми, дешевыми в изготовлении, но в тоже время броскими, с запоминающимися картинками и текстами. Их распространяли в многолюдных местах, как постоянное напоминание о фашистской идеологии и могли использоваться в разных целях: как для предвыборной агитации, так и для вербовки иностранных легионеров в войска СС. Митинги использовались для того, чтобы разжечь у немцев чувство превосходства нации, получить поддержку населения агрессивной политики фашистов. Благодаря ораторским талантам Геббельса и Гитлера, сделать это было не сложно. Также часто проводились парады с участием штурмовиков, на которых использовались флаги и декорации, создававшие благоприятные условия для выступающих и помогавшие им внушить публике благоговение перед фашизмом.

Министерство пропаганда Третьего Рейха направляло свою деятельность не только на взрослое население, но и на детей, чье сознание легче подвергалось внушению. В этих целях создавались детские книги, пропитанные нацистской идеологией. Часто они дарились детям как рождественские подарки. Далее партия проводила пропагандистскую политику по приобщению к национал-социализму подростков. Были созданы детские и юношеские организации, такие как Гитлерюгенд, Юнгфольк и др. Главной целью этих организаций являлось  воспитание «истинного арийца».

Пропагандистская машина Третьего Рейха работала эффективно. Стала популярна немецкая теория о том, что либералы, социалисты и евреи были ответственными за поражение Германии в Первой мировой войне. Безусловно, формирование такого мировоззрения у населения страны, было бы не возможно без целенаправленной пропаганды.

Посмотрим на тиражную политику НСДАП. С момента начала Второй мировой войны, Министерство пропаганды выпустило 2 миллиона брошюр, 7 миллионов плакатов, 60 миллионов газет, постеров и памфлетов. Ежегодно в стране проводилось 45 000 показов фильмов и организовывалось 200000 митингов.

Итак, нацистские идеологи создали эффективные пропагандистские методики, направленные на целенаправленное, начиная с детских лет, формирование фашистского мировоззрения. В результате, во многом   благодаря этому, фашистам удалось прийти к власти и превратить половину Европы в конвейер по уничтожению людей.

Статья на тему пропаганда Третьего Рейха

*Статья имеет научный характер и ни к чему не призывает.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here