Гласность является одним из принципов судопроизводства и провозглашается в ч.1 ст. 123 Конституции РФ, согласно которой разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

На основании п. 5. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов»:

«Проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, как в отношении всего судебного разбирательства, так и в отношении соответствующей его части. О проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании суд выносит мотивированное определение или постановление, в котором должны быть указаны конкретные обстоятельства, препятствующие свободному доступу в зал судебного заседания лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов). О проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании указывается в протоколе судебного заседания, если он ведется судом, и во вводной части принятого по делу судебного постановления».

В соответствии с ч.2 ст. 241 УПК РФ: «Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

  • разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
  • рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;
  • рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
  • этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц».

Закрытое судебное заседание по мотиву сохранения государственной тайны

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения государственной тайны проводится судом только при наличии в материалах дела сведений, которые отнесены к государственной тайне и засекречены в порядке и на основании Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне». При этом проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения государственной тайны осуществляется судом в той его части, в которой оглашаются и (или) исследуются такие сведения.

Разбирательство дело в закрытом заседании закон допускает по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет в целях уменьшения психотравмирующего воздействия судебного процесса на психику несовершеннолетнего и обеспечения его независимости при даче показаний.

Также, в соответствии с п.11 вышеуказанного Постановления:

«Наличие в деле сведений, относящихся к частной жизни участвующих в деле лиц, не является безусловным основанием для принятия судом решения о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании. Судам при решении вопроса о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву обеспечения права лица на неприкосновенность частной жизни надлежит принимать во внимание характер и содержание сведений о частной жизни лица, а также возможные последствия разглашения таких сведений».

На сегодняшний день, в уголовном процессе не урегулирован вопрос о ведении аудиозаписи в ходе закрытого судебного заседания. Это затрудняет правоприменительную деятельность, поскольку ограничивает право стороны защиты на обоснование замечаний на протокол судебного заседания и обжалования приговора.

В соответствии с п.2 ст.45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». В данном случае также создается проблема в ходе судебного разбирательства, поскольку суды, в целях недопущения разглашения сведений, вынуждены отклонять ходатайства о разрешении на ведение аудиозаписи в закрытом судебном заседании и тем самым ограничивать их в конституционных правах.

Считаем, что отсутствие регламентации данного вопроса создает неоднозначность в правоприменительной деятельности и вступает в противоречие с целями и сущностью проведения закрытого судебного заседания. Поскольку сведения не должны подвергаться огласке и выступать против интересов общества, будет целесообразно изменить редакцию ст. 241 УПК.

На основании вышеизложенного, представляется необходимым дополнить содержание ст. 241 УПК и ввести ч.5.1, в которой будет предусмотрен запрет на ведение аудиозаписи в закрытом судебном заседании.