Проблема кризиса предприятий сегодня чрезвычайно актуальна в Российской Федерации. Кризисное состояние многих организаций в рыночных условиях закономерно: не каждый способен противостоять рыночной конкуренции. Следует отметить и низкий уровень менеджмента в организациях. До сих пор как в стране, так и на предприятиях используются методы управления, хорошо зарекомендовавшие себя в прежней системе, что в конечном итоге приводит к кризисам.

Что такое кризис?

Кризис – это период нестабильности, ситуация, когда неизбежны серьезные перемены. В то же время результат изменений может быть –как крайне неблагоприятным, так и позитивным. Но понятно, что любой кризис – это угроза выживания предприятия. Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего.

Возникновение кризисных ситуаций на предприятии или в организации обусловлено целым рядом причин, которые в соответствии с теорией антикризисного управления можно разделить на экономические, технические, социальные, политические, природные и т. д. В то же время внутренние и внешние причины предприятия или организации рассматриваются отдельно. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже глобального экономического развития, конкуренции, политической ситуации в стране и внутренними причинами рискованных маркетинговых стратегий, внутренних конфликтов, несовершенного управления, инновационная и инвестиционная политика. И сами кризисы делятся на прогнозируемые и непредсказуемые.

Причины кризисов на предприятии

Основной причиной большинства кризисов является нарушение безопасных условий функционирования предприятий и организаций. Как уже отмечалось ранее, кризис в развитии любой организации – вещь совершенно естественная и предсказуемая. Кризис может долго оставаться незамеченным, отвлекая на себя большие ресурсы.

Государственное антикризисное регулирование

Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в рыночной экономике является контролируемым процессом, который включает в себя два набора процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование. Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное регулирование оказывает влияние на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационного, экономического и нормативно–правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидации в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Направление государственного антикризисного регулирования

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

  • совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
  • реализация мер по реабилитации жизнеспособных предприятий, в том числе оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в реабилитации этих предприятий;
  • принятие российским правительством мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
  • приватизация и добровольная ликвидация предприятий–должников;
  • создание института арбитражных и конкурсных управляющих Государственным органом, проводящим политику антикризисного управления, является Федеральная служба по вопросам несостоятельности и финансового оздоровления (ФСНН). FSDN выполняет следующие функции:
  • анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий с признаками несостоятельности, готовит рекомендации по их устранению;
  • осуществляет работу по формированию принципов, критериев оценки несостоятельности предприятий, ведет учет несостоятельных предприятий;
  • выступает уполномоченным представителем владельца государственного предприятия в случаях, когда процедуры, применяемые к компании–должнику, предусматривают участие владельца предприятия.

Суть стабилизационной программы заключается в манипулировании деньгами для заполнения разрыва между их расходами и получением. Перераспределение осуществляется как за счет уже полученных и материализованных средств в активах предприятия, так и за счет средств, которые могут быть получены, если предприятие переживет кризис. Восполнение дефицита денежных средств может быть достигнуто путем увеличения доходов (максимизации) и сокращения текущей потребности в оборотном капитале (сбережения). Возможна продажа краткосрочных финансовых вложений. Это самый простой и очевидный шаг для сбора денег. Но на кризисных предприятиях это уже идеально.

Кризисы на предприятиях

В большинстве случаев кризис является следствием плохого управления в отсутствие стратегии развития. В частности, работа на одного клиента может вызвать финансовый кризис в организации. Компания перестает быть гибкой, теряя механизмы контроля, такие как ценообразование и управление дебиторской задолженностью, поскольку ей приходится приспосабливаться к своим требованиям, чтобы удержать клиента. Преодоление финансовой несостоятельности предприятия требует специальных мер (процедур) или прекращения производственной деятельности предприятия в целом. Основной задачей компании на данном этапе является оценка и диагностика финансового состояния компании, мониторинг и своевременное предотвращение приближающихся кризисных явлений и ситуаций.

Общий кризис менеджмента компании

Наиболее частой причиной на практике является общий кризис менеджмента компании, а именно столкновение интересов менеджмента и собственников предприятия, недостаточная квалификация менеджмента. До 80% предприятий не могут преодолеть такие кризисы развития, не могут найти выход из кризиса и уйти с рынка. Обычно это кризис организации 6–8 лет жизни. Выйти из кризиса невозможно с помощью тех же людей, под руководством которых предприятие вышло на кризис. Необходимо создать рабочую группу, наделенную особыми полномочиями. Эта группа должна собрать необходимую информацию и разработать способы выхода компании из кризиса, антикризисный план (план финансового оздоровления). В зависимости от причин и глубины кризиса план может включать в себя различные меры, в том числе ликвидацию или продажу бизнеса. Для всех организаций причины финансового кризиса индивидуальны.

Инструменты преодоления кризиса предприятия

Однако существует несколько инструментов управления, которые являются универсальными для преодоления кризиса на предприятии. Давайте кратко обсудим основные из них.

  • Снижение цены. В неблагоприятных финансовых условиях это нормирование всех статей затрат и строгий контроль за выполнением установленных стандартов (составление бюджета). Такой подход позволяет компании снизить затраты до заданного уровня.
  • Стимулирование сбыта. Стимулирование продаж в кризисной ситуации должно выражаться в развитии отношений с существующими клиентами и привлечении новых, предложении новых продуктов на рынок, заключении контрактов на работу с поставляемым заказчиком сырьем, а также пересмотре существующей системы скидок и льгот для покупателя.
  • Оптимизация денежных потоков. Одним из выходов является ежедневная сверка остатка денежных средств, которая даст менеджерам достоверную информацию о текущем остатке средств на счетах и в кассе компании, что необходимо для принятия решений о текущих платежах. Необходимо расставить приоритеты по текущим платежам. Далее, бюджет денежных потоков готовится на будущее.
  • Работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования. В условиях финансового кризиса организация не должна полностью отказываться от продажи продукции в рассрочку, но необходимо оптимизировать работу с должниками.
  • Реструктуризация кредиторской задолженности. С поставщиком заключено соглашение о том, что компания погасит долг при покупке новых товаров. Это один из выходов из кризиса ликвидности. Второй способ
  • кредиторская задолженность погашается за счет краткосрочного банковского кредита, выданного для пополнения оборотного капитала, с учетом реального оборота «зависших» акций, полученных от этого поставщика.

Принятие взвешенных управленческих решений поможет руководству компании при поддержке команды сотрудников успешно вывести компанию из кризиса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here