Обеспечить безопасность финансово–хозяйственной деятельности, сохранность активов и законность хозяйственной деятельности в условиях экономической нестабильности достаточно сложно. Контроль, наряду с планированием, учетом и анализом хозяйственной деятельности, является составляющей управления любым хозяйствующим субъектом. Руководству организации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость получения качественной информации о функционировании ее различных подразделений и филиалов. Как правило, в поле действия функции контроля попадают отрицательные отклонения тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация.

Органы государственного управления принимают участие в деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей. При этом высокий государственный контроль снижает их деловую активность, способствует регрессу сферы услуг и предпринимательской деятельности. Дабы исключить такие инциденты, государство приняло курс сокращения количества проверок и уделяет больше внимания профилактической работе. Надзорные действия проводят посредством мониторинга. Само понятие «мониторинг» представляет собой процесс, предусматривающий непрерывный анализ и оценку соответствия нормам. Он осуществляется практически во всех областях деятельности.

Понятие мониторинга

В широком смысле мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно– следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем, а также руководителем самой организации. Непрерывный мониторинг также является частью обычной деятельности по управлению хозяйствующим субъектом в форме постоянного руководства. У многих организаций участие в мероприятиях по мониторингу принимают внутренние аудиторы или сотрудники, выполняющие аналогичные функции.

Порядок проведения мониторинга

Перед проведением мониторинга определяется область, участок, который впоследствии будут контролировать, а также цели и задачи. Стоит определиться, что полученная информация даст впоследствии и какие меры можно приять по улучшению деятельности. Помимо вышеперечисленного нужно определиться с источниками информации и способами их получения. Некоторые источники находятся на просторах интернета в общем доступе, средствах массовой информации, в то время, как к другим имеют доступ только ограниченный круг лиц и необходимо отправлять запросы для их получения. Нужно тщательно отбирать источники. Но чем больше их будет, тем полнее и достовернее станет мониторинг. Аналогично ситуация обстоит и с территорией, попадающей под мониторинг. Должностные лица контролирующих (надзорных) органов, аудиторы вправе входить на общедоступную территорию и объекты аудируемых лиц при проведении мониторинга. В другом случае – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети интернет, видео– и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Виды мониторинга

Независимо от преследуемых целей и поставленных задач, мониторинг может быть, как внутренним, так и внешним. Он может быть организован собственными силами организации или с привлечением независимых лиц: законодательная и исполнительная власть, аудиторские организации, представители общественных организаций.

Для обобщения информации целесообразно составлять таблицу, в которую впоследствии будут заносить данные, полученные в ходе проведения мониторинга. В таблице стоит указывать источник, из которого была получена информация, дату, результат. Процесс сбора информации должен быть оперативным, а полученная информация незамедлительно заноситься в таблицу. Чем более детально будет описан процесс проведения мониторинга, тем достовернее будет полученная информация. Сводный анализ будет более точным, своевременным, удобным для чтения и понимания при использовании данного метода. Мониторинг может быть, как долгосрочным, так и краткосрочным в зависимости от объекта. Его продолжительность может занять день или месяцы, а то и годы.

Оформление результатов мониторинга

По итогам проведения мониторинга, при обнаружении отклонений, не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, финансово–хозяйственной деятельности предписывают рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных по его результатам. При добровольном устранении нарушений не будут назначаться внеплановая проверка и применяться меры ответственности к субъекту и его должностным лицам, за исключением случаев повторного выявления нарушений. В случае не устранения нарушений и отклонения от предписания может быть назначена и организована внеплановая проверка. При выявлении отклонений или нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, выносится требование или предписание о приостановлении или запрете деятельности субъекта.

Стоит отметить, что в соответствии с действующими в Республике Беларусь нормативно–правовыми документами, мониторинг не является одним из видов проверок, а значит не предусмотрено ограничений по количеству проведения мониторингов одного субъекта. Данное мероприятие является профилактическим, благодаря чему существенно экономит государственный бюджет и стимулирует развитие бизнеса во всех сферах.

Таким образом, использование и развитие мониторинга в Республике Беларусь будет способствовать стабилизации экономической ситуации и стимулированию деловой активности субъектов предпринимательской деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here