Понятие «организация» принадлежит к числу основных категорий организационной науки.

Что такое организации?

Организация (от фр. organization; от лат. organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) может быть определена как множество социальных систем, групп людей, которые разделяют общую цель и действуют на основе конкретных принципов и правил.

Организация – элемент социальной системы, наиболее распространенный вид человеческого сообщества, первичная ячейка общества.

В повседневной речи слова «организовать», «организация», «организационная деятельность» имеют более узкое значение, более особенное. Термин «организация» все чаще означает объединение людей для достижения любых целей, координации и регулирования их действий в духе целесообразного единства. При более глубоком анализе эта концепция становится гораздо более широкой и применяется не только к человеческой деятельности, к труду, к средствам производства, но также к живой и неживой природе во всех ее проявлениях. «Природа – великий первый организатор, а сам человек – только одна из ее организованных работ». Исходные данные этого понятия «организация» могут быть определены в более широком смысле:

  1. во–первых, как «внутренняя упорядоченность, последовательность, более или менее дифференцированная и автономная часть взаимодействия целого, обусловленная его структурой»;
  2. во–вторых, как «объединение людей, которые совместно вовлечены в процесс»;
  3. программа или цель и действующая на основе определенных процедур и правил.

Таким образом, в самом общем случае организацию следует понимать, как упорядоченное состояние элементов целого и процесс упорядочения их в целесообразное единство.

Можно сказать, что организация представляет собой набор форм, явлений и процессов, которые определяют формирование и улучшение единства разнообразных внутренних и внешних свойств и отношений объектов материального мира, их стабильного функционирования и эволюции.

Организация – это сложный организм. Интересы человека и группы, стимулы и ограничения, жесткие технологии и инновации, безусловная дисциплина и свободная креативность, нормативные требования и неформальные инициативы взаимосвязаны в нем. Организации имеют свой собственный имидж, культуру, традиции и репутацию. Они уверенно развиваются, когда имеют разумную стратегию с эффективно используемыми ресурсами. Они перестраиваются, когда они больше не реагируют на выбранные цели. Они умирают, когда не могут выполнять свои задачи. Понимание сущности организации и законов ее развития способствует эффективному управлению организацией, а также позволяет использовать потенциал и осваивать современные технологии организации.

Чтобы организация достигла своих целей, ее задачи должны быть согласованы. Поэтому управление – это важная деятельность для организации. Это неотъемлемая часть любой человеческой деятельности, которая в определенной степени нуждается в координации. Управление нужно не только производству, но и государствам, городам и территориям, филиалам, больницам и университетам, церквям и службам социального обеспечения.

В современной теории и практике управление понимается как процесс руководства (управления) отдельным рабочим, рабочей группой и организацией в целом. Почти все известные зарубежные энциклопедии рассматривают концепцию «менеджмента» как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер.

Суть и содержание процесса управления проявляются в его функциях. Управление – это комплексный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимых для достижения целей организации.

Управление как вид деятельности реализуется посредством выполнения ряда управленческих действий, называемых функциями управления. Среди наиболее важных функций управления – прогнозирование, планирование, организация, координация и регулирование, активация и стимуляция, учет и контроль. Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности и их взаимосвязи в пространстве и времени. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.

Система управления организацией содержит в себе совокупность всех сфер организации, всех подсистем и коммуникаций среди них, а кроме того действий, которые обеспечивают заданное функционирование.

Управление организацией

Управление организацией – это постоянный процесс влияния на производительность сотрудника, группы либо организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. «Управлять –значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех существующих в его распоряжении ресурсов», – таким образом охарактеризовал процесс управления А. Файоль.

Процесс управления предусматривает слаженные действия, обеспечивающие в конечном счете реализацию общей цели либо набора целей, которые стоят перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный аппарат, реализующий функцию управления. По этой причине в любой организации выделяются управляющая и управляемая части.

На этом уровне принимаются управленческие решения равно как результат анализа, моделирования, оптимизации, финансового обоснования и подбора альтернативы из множества вариантов достижения установленной цели. Управленческое решение принимается c целью преодоления появившейся проблемы, представляющей собой реальное разногласие, требующее своего разрешения.

Управленческое решение

Управленческое решение – это результат группового творческого труда. Оно постоянно носит обобщенный характер. Даже если руководитель собственнолично принимает решение, коллективный интеллект в явной или неявной форме воздействует на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

Управляемая часть – это разнообразные производственные и многофункциональные подразделения, занимающиеся обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является её выходом, находится в зависимости от типа организации. Таким образом, к примеру, в случае если речь идет о деловой организации, исполняющей управление финансами, скажем, о банке, в таком случае на его вход поступают денежные ресурсы или их заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является данные по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществляет выплату наличных денежных средств.

Основные положения системы научного управления

Для того, чтобы координировать действие управляемой части, следует применять систему научного управления, обоснованную Ф. Тейлором в его книге «Принципы научного управления», которая вышла в 1911 году. Ф. Тейлор впервые разделил процесс планирования труда с самим трудом, выделив так одну из ключевых управленческих функций. Основные положения системы научного управления согласно Тейлору формулируются таким образом:

  • создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные, практически cложившиеся методы работы;
  • отбор и обучение сотрудников на основе научных критериев;
  • взаимодействие между администрацией и исполнителями c целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;
  • равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и исполнителями.

12 принципов производительности труда

Позднее Г. Эмерсон сформулировал 12 принципов производительности труда, принадлежащие к звену управления организацией, определив истинную миссию и предназначение управленческого труда:

  • отчетливо поставленные цели;
  • здравый смыcл;
  • компетентная конcультация;
  • диcциплина;
  • cправедливое отношение к перcоналу;
  • быcтрый, надежный, полный, точный, поcтоянный учет;
  • диcпетчирование;
  • нормирование операций;
  • эффективное планирование;
  • нормализация уcловий труда;
  • cтандартные пиcьменные инcтрукции;
  • вознаграждение за производительноcть.

Организация является элементом социальной системы, наиболее распространенной формой человеческого сообщества, основной ячейкой общества. Все организации характеризуются общими чертами: они используют определенные ресурсы, функционируют в определенной внешней среде. Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продуктах или услугах и, следовательно, имеют очень разные применения, размеры, структуры и другие параметры. Целостность организации и ее открытость как системы определяют четкое разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды и различную степень влияния внутренней и внешней среды. параметры и управление ими.

Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания данного или перевода его в новое состояние. Элементами системы управления являются выходные данные основной системы; управляющая структура, которая измеряет и передает информацию о состоянии продукции.

Проведенное исследование позволяет сформулировать вывод о наиболее оптимальном направлении использования имеющихся ограниченных ресурсов предприятия с целью более эффективного решения имеющихся проблем. На исследуемом предприятии намечен ряд программ по развитию организации, включающих программу привлечения в качестве клиентов не только частных лиц, но и организаций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here