Инновационное развитие государства довольно объемное понятие. Во- первых, это обусловлено многогранностью инноваций (производственные или управленческие, первичные или вторичные и т.д.), во-вторых – развитие государства должно охватывать все сферы жизнедеятельности общества. Т.е. целью государственного управления инновационным развитием является обеспечение условий для разработки и/или внедрению инноваций по всем направлениям функционирования государства (экономика, социальная сфера, образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка и др.). Поэтому изучение состава субъектов системы государственного управления и особенностей их взаимодействия в инновационной сфере является актуальным для нашего государства.

Субъекты государственного управления

Субъектами государственного управления могут выступать государственные органы власти, муниципальные органы власти, юридические и физические лица. Высшее место в системе государственного управления занимают Президент РФ и федеральные органы исполнительной власти. Полномочия в сфере инновационного развития не отнесены к ведению конкретного органа исполнительной власти, они носят межведомственный характер.

В соответствие с законодательством направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации. Далее Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти и определяет основные направления государственной политики. Кроме того Правительство РФ имеет ряд полномочий в сфере науки, которые определяют его статус субъекта государственного управления инновационным развитием. К ним относятся: разработка и осуществление мер государственной поддержки развития науки и обеспечение государственной поддержки фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Реализуя указанные полномочия, Правительство РФ утвердило Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая определяет цели и основные направления государственной инновационной политики, закрепляет основные инструменты ее реализации.

В соответствие с данной стратегией основным направлением является повышение эффективности выработки и реализации Правительством Российской Федерации инновационной политики, в том числе посредством распределения координирующих функций между федеральными органами исполнительной власти и определения ответственных за реализацию отдельных направлений инновационной политики. Кроме того для реализации данного направления, предусмотрено определение в федеральных министерствах структурных подразделений, отвечающих за инновационное развитие соответствующей сферы.

Государственные органы осуществляющие управление инновационным развитием

Таким образом в настоящее время функционируют:

  • Научно-техническое управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Главное управление научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны России;
  • Департамент научного проектирования Министерства здравоохранения РФ;
  • Департамент науки и образования при Министерстве культуры РФ и Министерстве спорта РФ;
  • Департамент науки и технологий Министерства образования и науки РФ; Департамент стратегического развития Министерства промышленности и торговли РФ;
  • Департамент научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ;
  • Департамент инновационного развития Министерства экономического развития РФ.

Таким образом, структуры, отвечающие за инновационное развитие определенной для них сферы, созданы далеко не во всех министерствах. Это обстоятельство не влияет на развитие и функционирования конкретной отрасли, так как функции данных структур продолжают реализовываться без учета потребностей и возможностей по остальным направлениям государственной политики.

На наш взгляд эффективная государственная инновационная политика возможна при установление функциональных связей между органами государственного управления в данной сфере. Такие попытки предприняты на уровне некоторых субъектов Российской Федерации.

Так, например, при Правительстве Московской области функционирует Министерство инвестиций и инноваций, целью деятельности которого является формирование благоприятного инвестиционного климата в Московской области, привлечение частных инвестиций в экономику Московской области, содействие реализации инвестиционных проектов, определение оптимальных форм государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов и развития высокоэффективных конкурентоспособных промышленных производств. Создание данного министерства принесло свои плоды в экономическом развитии региона, оно позволило проводить единную инновационно-инвестиционную политику.

Однако действие подобных структур сконцентрировано только на экономической или производственной составляющей региональной политики, что не решает проблему разобщенности по другим сферам. Это обуславливает необходимость создания на федеральном и региональном уровне межведомственного субъекта государственного управления, которая позволит скоординировать инициирование, разработку и внедрение инновационных продуктов.