Каждый день человек пытается воздействовать и убеждать какую-либо аудиторию. Общение между людьми осуществляется по средствам вербальных и невербальных коммуникаций. Вербальные коммуникации включают в себя речь во всем её многообразии. Язык является основным средством общения и дает возможность взаимодействовать с другими людьми. Он помогает передать большую часть информации о мире, который его окружает.

Умение строить вербальные коммуникации является одним из наиболее необходимых в сфере PR. В действительности это означает умение говорить и писать:

  • то, что нужно,
  • так, как нужно,
  • там, где нужно,
  • тогда, когда нужно,
  • тому, кому нужно.

Особенно важны эти умения для менеджеров высших уровней управления, которым рано или поздно приходится лично выступать перед аудиторией, делать публичные заявления, тиражируемые СМИ. Речевые коммуникации можно разделить на устные и письменные. Следует знать, что тексты «для глаз» и «для уха» пишутся различными стилями, что обусловлено особенностями визуального  и аудио восприятий. Чтобы рассчитывать на большее внимание аудитории, полезно так или иначе затронуть три важнейших вопроса хорошего выступления.

Первый вопрос – прагматика: почему нужно и полезно заниматься тем, чему посвящено выступление. Так слушатели быстрее и легче поймут причины, почему им дают данную информацию. Речь всегда направлена на достижение прагматических целей. Как компонент общения она должна обладать убедительностью, красноречивостью, доказательностью, логичностью и продуманностью. Готовясь выступать публично, важно определить цель выступления.

Второй вопрос – «соль» выступления: что именно будет рассказано. Например, это могут быть сведения, которые необходимо знать всем, кто стремится быть успешным в своей области деятельности. Речь должна  быть не только полезной, но и интересной, верно составленной в композиционном плане.

Третий вопрос можно сформулировать так: как слушателю с максимальной выгодой для себя использовать то, что он узнает из выступления. Например, для усиления интереса аудитории можно вначале выступления создать интригу, намекнув о потрясающем результате, которого могут добиться слушатели, если дослушают выступление до конца. Составляющие обещанного результата можно «разбросать» по всему выступлению, в свое время раскрывая каждый из них. Кроме этого, во время выступления полезно варьировать различные способы подачи материала (видеопрезентация, слайд-шоу и т.п.).

Немаловажное значение во время выступления имеют невербальные средства воздействия на аудиторию. К ним относят звук и тембр голоса, жесты, позы, мимику, манеру держаться, тактильно-мышечные формы  и т.д. Невербальная коммуникация – это своего рода язык тела. Она раскрывает то, чего человек не говорит словами. Слушатели оценивают оратора на протяжении всего выступления, так что важно демонстрировать жесты уверенности, доброжелательности (взгляд, осанка, улыбка). Во время выступления необходимо помнить, что знание приемов невербального общения помогает аудитории понять, что от них скрывает оратор.

Один из главных приемов невербального воздействия на аудиторию заключается в том, что важно учитывать состав аудитории, её манеру говорить и выглядеть также как и они. Следующий прием невербального воздействия на аудиторию – интерес к данной теме. И если он действительно есть, то нужно выразить это не только в речи, но и в жестах, мимике, положении тела и тогда аудитория будет более внимательна к теме выступления. Убежденность в правоте или важности темы, о которой рассказывается, заставит слушать внимательно.

Именно уверенность позволит принять такую расслабленную, не зажатую позу, которая придаст дополнительную силу словам выступающего. В результате правильной принятой позы дыхание нормализуется, становится ровным и спокойным, а произносимые слова – естественными и непринужденными. Движения рук должны быть плавными, спокойными, не суетливыми.

Общаясь с аудиторией на одинаковой вербальной и невербальной частоте, каждый может сделать успешное интересное выступление.

Статья на тему Приемы воздействия на аудиторию