В современном информационном обществе коммуникативная деятельность – это стратегический процесс, от которого зависит эффективность деятельности организации в целом. В теории и практике коммуникации существует множество различных способов, приемов, технологий воздействия говорящего на сознание адресата. Существует большое количество оснований для классификации социально-коммуникативных технологий. На основании такого параметра, как получаемые эффекты воздействия на сознание адресата, выделяют следующие типы коммуникативных технологий: пропаганда, агитация, манипуляция и рекламная технология.

Реклама оказывает разностороннее влияние на человека, его представления, поведения и оценки, ее воздействие может носить как прямой, так и косвенный характер.

Реклама является особой формой коммуникации. Процесс коммуникации реализует такие задачи, как информирование о событиях и фактах общественной жизни, развитие контактов между людьми, управление процессом общения. Помимо этого, реклама решает и свои частные задачи: создает заданные образы, убеждает потребителя в необходимости приобретения товара.

Это позволяет трактовать рекламу как форму социальной массовой коммуникации, основой которой является социально значимая информация, сообщающая об исключительных свойствах объекта, и адресованная большому массиву людей с целью формирования, поддержания и стимулирования у них интереса.

Высказывание, организованное с помощью рекламных технологий, осуществляют информирование, давая возможность аудитории узнать о свойствах продвигаемой идеи, личности, товара. Главной задачей влияния таких текстов является сохранение приверженности объекту рекламы, формирование спроса, поэтому свойства объекта фиксируются исключительно положительные и подаются они в преувеличенной форме. Свойства представляются избирательно и фиксируются только те, которые формируют нужный говорящему образ. Информация преподносится как не подлежащая сомнению.

Высказывание с использованием рекламных технологий включает в свой состав «доводы к доверию», т.е. ссылки на авторитетных или популярных лиц, поддерживающих декларации говорящего. Таким образом, позитивный образ заявляемого известного лица переносится на продвигаемый объект.

Распространенным приемом является апелляция к успешной группе, которая уже делает то, что говорящий в данном высказывании рекомендует аудитории, и от этого удваивает свой успех. Данный прием основан на потребности человека в принадлежности к социальной группе. Удовлетворив потребность быть в группе, человек испытывает потребность выделяться в группе, и высказывание с применением рекламной технологии выражает смысл лидерства при условии взаимодействия с продвигаемым объектом.

Статья на тему Реклама как социально-коммуникативная технология