В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что люди предпочитают обычным монотонной одежде вещи с надписями. Первоначально надписи на одежде были чисто функциональными и указывали, например, на профессию человека, род занятий. Позднее, когда значимость приобрела реклама , одежду стали украшать логотипами фирм-производителей. Но с демократизацией общества одежда стала формой самовыражения. Ее стали украшать надписи. Сусанна Альперина в своей статье «Я – майка» , посвященной восприятию маек с надписями, приводит легенду о том, что первые надписи на майках делали хиппи, демонстрируя миру свою философию. Многие молодые исследователи обращались к анализу англоязычных надписей на футболках (Головушкина М.В., Воячек О.С., Бриткина Д.С. и др.), большое количество публикаций СМИ, посвященных моде и молодежной субкультуре, касается темы одежды с надписями как формы самовыражения.

В современном обществе надписи на одежде начинают восприниматься несколько иначе. Все больше молодых людей не обращают внимания на то, что написано на их футболках или куртках, воспринимая надписи как часть орнамента, однако «говорящая» одежда продолжает влиять на восприятие человека обществом, на его самооценку, отношение к жизни.

Цель нашего исследования – определить, как выбор надписи влияет на характер, манеры общения человека и его поведение в целом, под воздействием каких социальных и психологических факторов люди покупают одежду с надписями, как воспринимается человек в «говорящей» одежде сверстниками, старшим поколением, может ли одежда с надписями повлиять на мнение общества о человеке, который ее носит. Поскольку выбор одежды с надписями очень широк, мы выбрали в качестве предмета исследования футболки с надписями, но исследование может быть продолжено с привлечением более широкого спектра «говорящей» одежды.

Проведя необходимые анкетирования, мы пришли к выводу, что текст, напечатанный на одежде, является своеобразным посланием, сообщением всем окружающим. Надел ли человек футболку с надписью с определенной целью или без нее, эта надпись будет влиять на мнение окружающих.

У большинства опрошенных молодых людей (15-25 лет) и представителей старшего поколения (26-66 лет) надписи на одежде ассоциируются с самим человеком, ее носящим. Надпись на одежде воспринимается так, как если бы эти слова произносил ее хозяин.

Как показываю данные опроса, далеко не всегда человек обращает внимание на то, что написано на его одежде и поддерживает позицию дизайнера, создавшего надпись.

Анализ материалов прессы, посвященной данному вопросу, позволяет заметить, что часто подобное отношение к одежде приводит к недоразумениям и серьезным проблемам. Были зафиксированы десятки случаев, когда люди с надписями на одежде (на арабском языке или содержащие шутки о терроризме, бомбах) не были пропущены службой охраны аэропорта на рейс в самолет. 16,7 % опрошенных отметили, что хотя бы раз находились в ситуации, когда надпись на футболке настраивала негативно кого-то из окружающих.

Психологи давно отмечают, что надписи могут управлять общественным мнением. К примеру, в 2007 году одна из коллекций одежды немецкого стилиста Филиппа Пляйна вылилась в международный скандал, затронувший Германию и Китай. Бренд выпустил футболки с надписью «Пошел ты, Китай». Таким образом, модельер пытался подчеркнуть свое негативное отношение к китайским подделкам. Но модельер не учел, что оскорбленными сочтут себя все китайцы. Компания получила массу писем с угрозами и обвинениями в расизме, продукция Пляйна, реализуемая и в Китае, бойкотировалась местным населением. Прошло десять лет, но скандала вспоминают вновь и вновь, что вредит репутации компании.

Надписи на одежде могут рассказать о том, как человек позиционирует себя в социуме. О его интересах, а так же то, каким бы он сам хотел себя ощущать и восприниматься людьми. Ярким примером тому является та одежда, которую предпочитают представители различных групп людей. Они стремятся подчеркнуть принадлежность к той или иной группе или субкультуре и приобретают одежду с соответствующими надписями. У русских греков популярны кофты с принтами «Греция», «Я грек». Рокеры носят одежду с названиями любимых рок-групп и надписью «IloveRock!». 41,67 % молодых людей, принявших участие в анкетировании, носят футболки с надписями, говорящими об их музыкальных увлечениях или кинопристрастиях.

Несомненно, выбор надписи влияет и на поведение человека. Он становится более уверенным в себе, когда приобретает вещь с модной, популярной надписью.

Часто молодые люди, выбирая футболки с надписями, не отдают себе отчета в том, что надписи прочтут не только сверстники, но и люди старшего поколения. 68 % из опрошенных представителей старшего поколения отметили, что испытывают предубеждение против человека, который носит футболку с провокационной или оскорбительной надписью.

Данные исследования говорят о том, что надпись на одежде транслирует информацию о человеке, который эту одежду носит, о его интересах, взглядах на мир, о характере, ценностях, принадлежности к тем или иным социальным, этническим группам, субкультурам. «Говорящая» одежда несет в себе определенный «месседж», послание, которое считывается окружающими и создает первичное мнение о человеке еще до того, как он сам получил возможность рассказать о себе. Если это послание негативное, оскорбительное, шанса исправить мнение, сложившееся у окружающих под воздействием надписи на футболке, может не представиться.

Cтатья на тему Говорящая одежда надписи на футболках