Являясь членом разных сообществ каждый вынужден следовать нормам, установленным системой взаимоотношений данного общества. Индивид стремится к созданию комфортных и благоприятных условий для самореализации. Но условия существования системы, обеспечивающей функционирование и безопасность всего общества, не всегда совпадают с целями и предпочтениями отдельно взятых людей. Отсюда возникает диссонанс между интересами системы и волей индивида.
Постоянные указания на воздействие среды были бы неприятны любому. Большинство отвергает предположение, что какието внешние факторы могут определять поведение человека. Проблема повиновения сопровождает человечество с истоков цивилизации и остается актуальной сегодня. Подчинение занимает особую нишу в обществе – это условие комфортного существования в обществе.
Давление группы – одна из самых мощных социальных сил. Часто оно заставляет людей делать странные вещи – они готовы на многое, только бы их приняли в группу. Ради этого проходят через боль, унизительные обряды инициации и т.д. Являясь частью образовательной системы, студенты разных ВУЗов, курсов и специальностей вынуждены подчиняться требованиям и распоряжениям руководства своего университета. Проблема заключается в том, что данные требования не всегда совпадают с желаниями и целями самих учащихся, что создает определенных дискомфорт и негативное отношение к образовательной сфере. Формально, участники образовательного процесса могут влиять на среду, в которой они получают образование, но далеко не каждый студент в наше время реализует такую свою возможность.
Согласно Мертону конформизм – это такое поведение, когда и цели, и средства достижения целей одобряются обществом. Такое поведение не является девиантным. В противоположное данному понятию, Мертон выделяет понятие мятеж, для которого характерен отказ от целей и средств, предлагаемых и принимаемых обществом, с одновременной заменой их принципиально новыми целями и средствами. Мертоновское понятие мятеж близко тому, что автор понимает под нонконформизмом. Университет является ярким примером системы, в которой каждый ее член подчинен какимлибо правилам, имеет ряд обязанностей.
Ярким проявлением нонконформизма в студенческой среде является ситуация, сложившаяся на социологическом факультете МГУ в 2007 г. Студенты социологического факультета выступали за улучшение качества образования, в процессе обучения они сталкивались с множеством проблем в том числе нарушения при сдаче экзаменов и зачётов. Сложившаяся плачевная ситуация на соцфаке в 2007 г. передового вуза страны вызвала протест части студентов, в результате чего была организована инициативная группа под названием «OD Group». За год существования участники этой группы активно рассказывали в СМИ о положении дел на соцфаке [Инициативная группа соцфака МГУ OD Group].
Стэнфордский тюремный эксперимент, проведённый Филипом Зимбардо в 1971 г., представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы. Суть эксперимента в том, что добровольцы играли роли охранников и заключенных, проживая в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать понастоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, заключенные были морально травмированы.
Эксперимент закончен раньше времени, в связи с тем, что быстро вышел изпод контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.
Одним из значимых исследований подчинения стал эксперимент С. Милгрэма. Участникам он был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников, выполняющий роль так называемого «ученика», должен выучить пары слов из длинного списка, а другой, выполняющий роль «учителя» – проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.
На самом деле человек, выполняющий роль «ученика», симулировал удары током и получаемую от них боль, его ответы были стандартизованы и подбирались таким образом, чтобы в среднем на каждый верный ответ было три ошибки. Если испытуемый проявлял сомнения, то экспериментатор требовал продолжения. Результаты эксперимента показали, что 26 из 40 испытуемых увеличивали напряжение, пока исследователь не отдавал распоряжение остановить эксперимент. Лишь пятеро испытуемых – 12,5% – остановились на напряжении в 300 В, когда жертва начала проявлять первые признаки недовольства [Эксперимент Милгрэма. Бихевиористское исследование подчинения].
В экспериментах Соломона Аша студентов просили, чтобы они участвовали в, так называемой, «проверке зрения». На самом деле цель исследования заключалась в проверке реакции одного студента на ошибочное поведение большинства. В экспериментах все участники, кроме одного, были «подсадными утками». Им по порядку демонстрировались две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй – три, только одна из них такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача студентов заключалась в следующем – ответить, какая из трёх линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображённая на первой карточке. Если испытуемый отвечает правильно, не соглашаясь с мнением большинства, то он испытывает чрезвычайный дискомфорт. Результат: 75% испытуемых подчинились ошибочному мнению большинства, по крайней мере, в одном вопросе.
Индивид, существуя и организовывая свою деятельность в условиях какойлибо социальной среды непосредственно становится ее «заложником». Чаще всего общество реагирует негативно на так называемых нонконформистов. Проявление нонконформизма – сопротивления правилам, установленным системой, могут восприниматься как форма девиации, ярким примером такой ситуации является отношение студентов МГУ к группе активистов «OD Group». Автор находит этот случай уникальным, что проявляется через некоторый факты – деятельность инициативной группы была организованна, студенты не боялись придавать огласке проблемы, существующие на факультете в СМИ, проводились различные акции. Протесты инициативной группы МГУ были поддержаны научными кругами, их действия были освещены в прессе, о проведённых ими акциях знал весь университет.
Помимо рассмотрения экспериментов и кейса об OD групп были проведены глубинные интервью со студентами российских ВУЗов, разных направлений. Анализируя данные интервью также были сделаны некоторые выводы.
В частности: нонконформизм проявляется через действия группы, а не отдельного человека, т.е. сложно выявить конкретного автора волнений; среди факторов порождающих дискомфорт в учебных группах двумя студентками была названа балльнорейтинговая система, из чего автор делает вывод, что это система, которая наоборот, порождает конформизм и вынуждает студентов следовать определенным правилам и выполнять требования данной системы; в основном студенты, выступающие с какимилибо возражениями против требований руководства, с недовольством по поводу качества образования или условий, в которых они получаются всё же опасаются за своё положение в университете, т.е. у них есть страх оказаться наказанными или же отчисленными, поэтому большинство старается выражать свои требования и отстаивать позицию в рамках устава, предусмотренным университетом.
Первые исследования автора показали, что изучение проявлений нонконформизма в студенческой среде представляют собой интересное, но тем не менее довольно трудное занятие. И прежде чем этот вопрос будет изучен, потребуется затратить много сил и средств. Первое небольшое исследование автора, открыло некоторые пути изучения явления нонконформизма в образовании, среди них также проведение глубинных интервью со студентами разных ВУЗов, обучающихся на разных специальностях, также изучение отдельных случаев, менее масштабных, чем акции OD Group в МГУ, но аналогичных, отстаивание студентов своих прав и интересов через написание заявлений, петиций, проведение пикетов и т.д., а также изучение социальной активности студентов вне университетской жизни, заинтересованность студенчества острыми социальными проблемами всего российского общества.