В настоящее время малый бизнес – это существенная составляющая рыночного хозяйства, важнейший элемент конкурентного механизма. Малый бизнес придает рыночной экономике соответствующую гибкость, сосредотачивает крупные производственные и финансовые ресурсы населения, создает мощный антимонопольный потенциал, является серьезным фактором структурной перестройки, обеспечивает развитие по ряду направлений научно- технического прогресса, помогает решать проблемы занятости и другие социальные проблемы национальной экономики. Именно поэтому становление и развитие малого бизнеса в России является стратегической задачей экономической политики.

Малое предприятие — это обособленный хозяйствующий субъект, который использует материальные и информационные ресурсы в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Однако, в первую очередь, малое предприятие это важнейшее звено в рыночной системе хозяйствования. Именно малое предприятие определяет деловую активность национального хозяйства, здесь происходит создание товаров и услуг, возникает непосредственная связь работника с капиталом. Малые предприятия, организовывая рабочие места, позволяют обеспечивать занятость населения посредством выплаты налогов, а также участвуют в реализации и исполнении социальных программ.

Если рассмотреть опыт ведущих стран современного мира, то можно с уверенностью указать на необходимость наличия в каждой национальной экономике эффективного, высокоразвитого малого предпринимательского сектора. Именно поэтому невозможно осуществить возрождение России без соответствующего данному развитию этого сектора экономики, ведь именно он является тем двигателем, который тащит на себе экономическое и социальное развитие страны.

На сегодняшний день тема малого бизнеса очень актуальна для России. Переход к рыночным отношениям определяет необходимость организационно- экономических инноваций во всех областях хозяйственной деятельности, и сделать это можно только путем развития малых форм производства. Сегодня малый бизнес в нашей стране формирует Российская современная действительность. Считается, что власти помогают малому предпринимательству, предлагают программы по развитию и поддержке. На деле же государство зачастую ставит перед малым бизнесом немало преград.

В 2014 году Российский малый бизнес изрядно лихорадило. На его состоянии сказывались не только реальные изменения в налоговом законодательстве, но и слухи о грядущем росте налогов. Даже в тех случаях, когда эти слухи не подтверждались, само обсуждение вероятности усиления бремени добавляло дискомфорта. Наиболее значительной встряской стало ослабление рубля в конце года.

Также стало известно, что в 2015 году вырастет нагрузка для почти 2,3 млн. предпринимателей, которые платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Минэкономразвития РФ установил на 2015 год самую высокую индексацию коэффициента-дефлятора за последние четыре года — на 7,5%.

В целом, очевидно, что 2014 год стал переломным и для всей страны, и для малого бизнеса в частности. Но пока невозможно спрогнозировать, какими конкретно будут последствия этого перелома. Результаты введения западных санкций и российских контрсанкций на импорт, резкого ослабления рубля и новых налоговых инициатив проявятся уже в новом, 2015 году. Учитывая способности российского федерального правительства к неожиданным маневрам, обществу и предпринимательскому сообществу нужно также быть готовым к любым поворотам.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития и рассмотреть автомобильный бизнес, как один из видов малого бизнеса.

Любой средний и крупный бизнес начинается с бизнеса малого, иначе говоря, предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при установленных законами условиях.

У малого бизнеса имеется ряд преимуществ перед крупным и средним бизнесом:

  • малые предприятия   более   гибкие   и   мобильные,   чем   крупные организации;
  • они скорее реагируют на изменения рыночных предпочтений, скорее подстраиваются под постоянно изменяющиеся рыночные условия;
  • малые предприятия лучше ориентируются в уровне спроса на местном рынке;
  • они способны более быстро вводить новые системы управления, потому что малому бизнесу требуется меньше капиталовложений:
  • его затраты по внедрению новых технологий значительно ниже.

Именно поэтому, малый бизнес намного чаще, чем средний и крупный, вводит инновационные технологии, осваивает принципиально новые виды товаров и услуг. Это связано с тем, что у малых компаний меньшие сроки строительства, им намного проще перевооружаться, издержки управления существенно ниже. Помимо этого, отсутствие значительного бюрократического аппарата дозволяет принимать большую часть управленческих решений в оперативном режиме.

Однако у малых предприятий имеются и недостатки:

  • Небольшой объем начального капитала;
  • В связи с этим длительные сроки развития компании;
  • Некоторые финансовые трудности;
  • Невысокая степень профессионального менеджмента;
  • Довольно высокая степень риска на начальной стадии жизненного цикла компании;
  • Неуверенность со    стороны   партнеров   в    процессе   заключения контрактов;
  • Трудности в привлечении высококвалифицированного персонала;
  • Высокий уровень загруженности сотрудников и т.д.

Потому во многих развитых странах имеется специальная государственная поддержка малого предпринимательства, осуществляется финансово-кредитная и другие программы для малых компаний.

Положение малого бизнеса в других странах

В частности, в Европе, стоит отметить большую распространенность мелких всевозможных магазинов, ресторанов и кафе, не только в крупных городах, но и в малых. Количество подобных предприятий целиком регулируется законами рынка. Это не единственное отличие малого бизнеса Европы. Зачастую можно наблюдать картину прямого сбыта товара производителем.

Стоит отметить способы защиты бизнеса в Европе, главную роль в которой играет законодательная база. Во многих странах Европы проблемы бизнеса решает одно ведомство. Непосредственное сотрудничество глав этих ведомств и глав государств позволяет эффективно решать поставленные задачи. Во многих небольших городах созданы органы регулирующие малый и средний бизнес, как правило, туда входят успешные бизнесмены и предприниматели.

В Японии кроме основного показателя (численность работающих), по которому определяется принадлежность к малому бизнесу, используется и еще один показатель, который не связан на прямую с численностью работающих. Это размер капитала этой организации или предприятия. В большинстве случаев размер капитала не должен быть больше 100 млн. иен, в розничной торговле 10 млн. иен, а в оптовой торговли 50 млн. иен. Таким образом в малый и средний бизнес проникает огромное количество предприятий и организаций — от самых элементарных фирм семейного типа до хорошо оснащенных современным оборудованием техникой предприятий.

Всего на мелких и средних предприятиях Японии занято 39 506 тыс. человек, что составляет 80,6% рабочей силы. В этом секторе производится 51,8% всей промышленной продукции. На него приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота.

Возникновение такого широкого слоя мелких фирм имеет определенное историческое объяснение. В послевоенные годы в США оккупационная администрация распустила военно-промышленные концерны (дзайбацу). Нежелание крупных бизнесменов ощущать в дальнейшем конкуренцию мощных японских производителей также сыграло свою роль. Поэтому в стране сохранились только небольшие и несколько средних по размерам предприятий, которые избежали безжалостного разграбления основных фондов, проходившего под идеей демонополизации.

Российские субъекты предпринимательства

В России к субъектам малого предпринимательства относят внесенные в единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации и потребительские кооперативы (исключая государственные и муниципальные унитарные предприятия), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие требованиям, предъявляемым к малым и средним предприятиям.

В соответствии с Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», доля внешнего участия в капитале компании не должна превышать 25 %.

Под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие компании, средняя численность работников в которых за отчетный период не должна превышать следующие предельные уровни:

  • микропредприятия – до 15 человек;
  • малые предприятия – до 100 человек.

В РФ в настоящее время для отнесения компаний к малым используют два критерия: средняя численность работников и выручка.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:

  • микропредприятия — 60 млн. рублей;
  • малые предприятия — 400 млн. рублей.

Согласно данным статистики, малый бизнес в России развивается преимущественно в сфере услуг: доля предприятий в сфере розничной торговли и общественного питания доходит до 40 процентов от числа всех субъектов малого предпринимательства. А вот в отраслях реального сектора, и прежде всего там, где сегодня могут внедряться инновации, этот показатель незначителен. В производственной сфере занято менее четверти всех малых предприятий, в обрабатывающих производствах и вовсе 7 процентов. В последнее время происходит рост количества предприятий в таких сферах, как транспорт, связь, ЖКХ и строительство.

Во всех экономически-развитых странах со стороны государства малому и среднему бизнесу оказывается различная финансовая и организационная поддержка, в результате которых возникают существенные поступления в бюджет, результативное функционирование экономики и, как итог, высокий уровень жизни людей.

Финансовым обеспечением федеральной политики в сфере государственной поддержки малого предпринимательства занимается «Федеральный фонд поддержки малого бизнеса», созданный Правительством Российской Федерации. Средства данного фонда складываются за счет средств федерального бюджета и иных источников. «Федеральный фонд поддержки малого бизнеса» — заказчик федеральной программы по государственной поддержке малого бизнеса. Помимо данного фонда в России действуют муниципальные и государственные фонды, организованные государственными органами, а также органами местного самоуправления.