Жизненный цикл организации

Концепция ЖЦО впервые была предложена ученым И. Адизесом. Согласно предложенной концепции, организация, как и живая биологическая система рождается, растет, достигает зрелости, умирает. В отличие от живой биологической системы, организация имеет возможность от стадии смерти перейти на стадию возрождения и повторить свой жизненный цикл заново.

Жизненный цикл организации – это предсказуемая, зависящая от времени, стадия определенной известной последовательности этапов развития организации, для которой характерно некое состояние внутренних индикаторов компании и определено общее направление стратегии развития организации для перехода на следующую стадию развития.

Согласно предложенной И. Адизесом модели, организация за время своего существования проходит следующие стадии: ухаживание, младенчество, «давай-давай», юность, расцвет, закат, аристократизм, Салем Сити, бюрократизация, смерть.

Существует множество вариантов моделей ЖЦО, предложенных различными учеными, систематизированные в работе.

Разделяя подход, использующий аналогию с живыми организмами, возьмем в качестве основы модель ЖЦО, предложенную В. Поплавской в, в которой фигурирует 4 стадии жизненного цикла организации. Автор от себя добавляет стадию «Возрождения» как переходные этап от «Старения» к новому «Младенчеству».

Стадии жизненного цикла организации

Младенчество

Разработка бизнес-плана, поиск первоначального финансирования. Персонал работает на энтузиазме. Во главе, обычно, менеджер-собственник. Занять свою нишу

Рост

Увеличение объемов продаж, достаточный объем собственного финансирования, компания процветает. Растет также число стейкхолдеров.

Задача – Утвердиться на рынке, выйти на новые рынки

Зрелость

Все процессы в организации четко налажены и предсказуемы, стабильный объем продаж и устойчивые финансовые потоки от деятельности компании. Компания не видит особых рисков в своей деятельности и вследствие этого становится излишне самоуверенной.

Задача – Стабильная позиция на рынке, следование разработанным планам, умение предвидеть

Старение

Объемы продаж значительно сокращаются, продукты и услуги не пользуются большим спросом, утрата лояльности клиентов и персонала, финансирования недостаточно, чтобы начать новую деятельность или производить новый продукт. Организация борется за выживание и сохранение значений прибыли.

Задача – Попытки «удержаться на плаву», переход к стадии возрождения.

Возрождение

Мобилизация денежных средств для открытия нового направления деятельности или запуска нового продукта. Недостаток финансирования вынуждает искать новые пути решения проблем, включая внедрение управленческих

Задача – Работа над продвижением принципиально нового продукта, открытие нового вида деятельности, использование инноваций в инноваций. процессе диверсификации.