Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) потребовал масштабной работы по корректировке экономической политики страны. В настоящее после ратификации Государственной думой РФ всего одобренного 16 декабря 2011 года Восьмой министерской конференцией ВТО пакета документов с 22 августа 2012 года для экономики России начался новый этап развития, связанный с повышением ее открытости. В настоящих условиях введения экономических и политических санкций и контрсанкций относительно российской экономики происходит трансформация влияния факторов на открытую экономику РФ.

В соответствии с исследованиями энтропийных закономерностей сложных систем рост открытости должен сопровождаться снижением энтропии системы, уменьшающим неопределенность и хаос. Данные положения не противоречат мнению ряда экспертов, которые были высказаны непосредственно после вступления России в ВТО, в соответствии с которым вступление России в ВТО может дать от 0,4% (по оценке Министра финансов РФ) до 3% (эксперты Мирового банка) ежегодного прироста ВВП страны, то есть привести к росту эффективности экономики. Однако, в настоящих условиях влияния политических факторов, таких, как например, введение западными странами антироссийских санкций и ответных контрсанкций со стороны России, требует переосмысления концепции открытости российской экономики, характера взаимодействия с международными партнерами и их состава, особенностей международного предпринимательства.

Разработанные положения и рекомендации позволят проводить макроэкономическую политику, обеспечивающую рост экономики и благосостояния населения страны.

Ключевыми аспектом адаптации является способность национальных финансовых институтов использовать преимущества открытости системы, в том числе связанные с возможностью интеграции передового управленческого опыта, расширением рынков, стимулированием роста конкурентоспособности. При этом в условиях введения санкций может меняться вектор выбора рынков стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям.

Изменения финансовых институтов после вступления в ВТО

Какие же изменения финансовых институтов (на примере банковского сектора экономики) после вступления в ВТО и как эти изменения должны проводиться в современных условиях санкционных и контрсанкционных мер? Одним из ключевых аспектов, определяющих степень «включенности» банковского сектора в процессы глобализации, является показатель присутствия капитала нерезидентов в банковской системе страны-резидента. В соответствии с пакетом одобренных документов (в частности, с перечнем специфических обязательств Российской Федерации по услугам)в достигнуто соглашение о повышении квоты на участие иностранного капитала в российском банковском секторе до 50%.

Рассмотрим ситуацию с участием нерезидентов в банковском секторе. Статистика Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) свидетельствует о том, что в настоящее время участие нерезидентов в капитале банков при снижении имеет резерв для дальнейшего более чем двукратного роста. Снижение показателей международного участия, на наш взгляд, также является следствием политических факторов. При этом негативным аспектом являются факты политически мотивированного препятствования деятельности российских финансовых институтов за рубежом, что является форс-мажорным обстоятельством, которое может сводить на нет все преимущества открытости экономик.

Таким образом, условия ВТО потенциально могут поспособствовать значительному увеличению конкуренции в банковском секторе за счет инвестирования банков-нерезидентов. В случае прекращения действия антироссийских санкций или участия в российской экономике международных партнеров, не присоединившихся к антироссийским санкциям, например, стран-участниц БРИКС, положительным аспектом присутствия интересов нерезидентов может выступить более клиентоориентированная ситуация на рынке банковских услуг, увеличение ликвидности банковского сектора, перенесение передового управленческого опыта и технологий, включая организацию бизнес-процессов. При этом к негативным аспектам присутствия нерезидентов в сфере финансовых институтов следует отнести разнонаправленность интересов нерезидентов и резидентов, которая обсуждается практиками на форумах. К ключевым потенциальным проблемам следует отнести такие, как:

  • дифференциация инструментов регулирования в зависимости от статуса присутствия нерезидента;
  • влияние политических факторов на поведение нерезидентов (например, как показала практика, в частности, кризиса 2008-2009 гг., при нарастании глобальной нестабильности нерезиденты склонны прекращать свою деятельность в зарубежных странах их присутствия);
  • дискриминация потенциальных российских корпоративных клиентов и «негибкость» внутрикорпоративных стандартов банков-нерезидентов, которые не всегда учитывают национальные особенности стран присутствия;
  • снижение валового национального дохода России.

Обозначенные проблемы требуют как соответствующей адаптации российского законодательства, регулирующего деятельность финансовых институтов, так и в целом реализации соответствующей политики в сфере экономической и инвестиционной безопасности, о которой говорится целым рядом исследователей.

Процесс адаптации российских финансовых институтов к условиям усиления конкуренции должен происходить с учетом сильных (высокая ликвидность и надежность, возможности привлечения «внешнего» финансирования, высокий уровень квалификации персонала, передовые подходы к управлению рисками, высокие кредитные рейтинги) и слабых (отсутствие филиальной сети, преимущественная ориентация на иностранные компании и крупный бизнес) сторон, присущих банкам-нерезидентам. Особое внимание в современных условиях российским финансовым институтам следует уделять вопросам управления рисками.

Главной задачей адаптационной экономической политики в части финансовых институтов России в условиях интеграции в ВТО, а также введения антироссийских экономических санкций, является поиск оптимального баланса интересов и создание условий для поддержания такой структуры финансовых институтов, которая могла бы обеспечить высокие темпы экономического роста страны. При этом важным положительным аспектом привлечения банков-нерезидентов является возможность активизации процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Рост прямых иностранных инвестиций должен нивелировать потенциальный эффект снижения деловой активности бизнеса в стране вследствие роста импорта. Таким образом, для адаптации экономики России к условиям ВТО, в том числе в сфере финансовых институтов, большое внимание должно быть уделено созданию благоприятного инвестиционного климата как в стране в целом, так и в регионах.

Страновой риск

Сложность процессов адаптации финансовых институтов в современных условиях определяется также финансовой нестабильностью и ростом общих рисков в мировой экономике. Нами проведен анализ динамики странового риска России в зависимости от изменения факторов, его определяющих, по методике интернет-сообщества экспертов EuromoneyCountryRisk.

На июнь 2015 года экспертная оценка странового риска России составила 44,79 балла (74 место) (из 100 баллов). При этом риски в России практически совпадают со среднемировым уровнем, составляющим 42,5 балла. При этом за последние 3 года уровень риска России повысился. Лидерами рейтинга являются Норвегия (90,08 балла) (1 место), Швейцария (88,83 балла) (2 место), Сингапур (88,83 балла) (3 место), аутсайдеры – Маршалловы острова (5 баллов), Микронезия (4 балла), Новая Каледония (1 балл).

Для ретроспективной оценки рассмотрим динамику странового риска экономики России (в соответствии с экспертной оценкой сообщества EuromoneyCountryRisk) в динамике за период с 1993 по 2014 годы в сравнении с динамикой ряда стран СНГ.

Анализ динамики экспертной оценки в баллах странового риска в России показывает рост рисков, которые в 2014 году достигли своего максимума за период с марта 2006 года. При этом по средней оценке лидером является Казахстан.

Показатели волатильности ежеквартальной балльной оценки странового риска Euromoneycountryrisk за период с 1993 по 2014 годы

Страны Размах вариации Среднее значение Дисперсия Среднеквадратично е отклонение Коэффициен т вариации
Армения 36,08 34,112 79,764 8,931 0,262
Беларусь 24,75 31,771 34,813 5,900 0,186
Казахстан 37,26 45,235 94,927 9,743 0,215
Россия 44,93 44,544 174,933 13,226 0,297
Туркменистан 39,46 29,515 47,750 6,910 0,234
Украина 31,53 37,467 106,852 10,337 0,276
Узбекистан 26,98 29,473 38,401 6,197 0,210

 

Анализ показателей волатильности ежеквартальной оценки странового риска Euromoneycountryrisk за период с 1993 по 2014 годы,приведенный в таблице 1, также свидетельствует о самой высокой волатильности оценок.

Проведенное исследование выявило возможные перспективы и проблемы вступления России в ВТО с позиций финансовых институтов (банковского сектора). Адаптация финансовых институтов требует как внутренней перестройки бизнес-процессов в банковском секторе, так и проведения соответствующей макроэкономической политики, связанной с ростом инвестиционной привлекательности в целом экономики России, которая может быть обеспечена политикой по снижению страновых рисков и региональной дифференциации инвестиционного климата в регионах России.