Что такое государственный долг?

Государственный долг – или государственное заимствование – является актуальной на сегодняшний день проблемой, влекущей за собой экономические и финансовые последствия. Экономические последствия государственного долга сами по себе являются предметом споров, но существует точка зрения, которая основывается на том, что возможность заимствовать средства для удовлетворения чрезвычайных ситуаций, таких как война или серьезная рецессия, является законной целью политики.

Правительственная практика для правительств заключается в заимствовании средств для оплаты общественных благ без использования налогообложения, но, как показывает практика, обычно принято ограничивать это заимствование по политическим причинам и в целях сохранения его доступности для чрезвычайных ситуаций. Тем не менее, чтобы подробнее разобраться в данном вопросе, необходимо сначала обратиться к понятию «государственный долг».

Государственный долг – это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны. Согласно ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) , государственный долг в широком смысле является внешним обязательством правительства и государственного сектора, в то время как определение Европейского союза, содержащееся в его Пакте о стабильности и росте «Общий валовой долг правительства» , подробно отличается от полного определения ОЭСР.

Общеизвестно, что для правительств принято использовать заимствования для финансирования инвестиций, и нынешняя практика для основных промышленно развитых стран позволяет объему национального долга накапливаться между 40 и 60 процентами ВВП (за исключением Японии и Италии, в этих странах более 100 процентов). Однако, как правило, считается разумным избегать чрезмерных задолженностей, чтобы иметь возможность справиться с появлением войны и рецессии. Правительственная практика также позволяет правительству, увеличивать национальный долг до 70–100 процентов ВВП во время крупных рецессий. Теоретики общественного выбора выступают против государственных расходов даже в целях инвестиций на том основании, что заинтересованные политики в основном мотивированы личной выгодой, а нежеланием служить общественным интересам.

Австрийские экономисты утверждают, что расходы на бюджетные стимулы неэффективны, отчасти из–за аргумента эквивалентности Рикардо, что он аннулирован увеличением сбережений частного сектора и отчасти, из-за скептицизма в отношении способности политиков управлять экономикой. Другие экономисты утверждали, что заимствования правительства связаны, если они продолжаются достаточно долго, чтобы привести к долговой ловушке, от которой правительство не может убежать, кроме как по умолчанию по своим обязательствам или путем расширения денежной массы.

Экономика государственного долга

Государственный долг имеет некоторые экономические характеристики, общие с долговым соглашением между физическими лицами, от которого ожидают выгоды кредитор и заемщик. Чистое влияние на экономику страны внутреннего долга со стороны ее правительства неоспоримо (оно может, приносить выгоду, если рассматривать его как альтернативу использованию налогообложения). Однако следует ожидать, что заем правительства будет связано с переходом от некоторых из его граждан к другим. В частности, предполагается, что передача погашения будет связана с давлением на будущие поколения, но экономический анализ продемонстрировал, что этого не может произойти, за исключением определенных узко определенных обстоятельств . Тем не менее существует вероятность того, что эти передачи могут иметь экономически нежелательные последствия.

Правительственные займы могут иметь косвенные последствия в результате отношения к риску, связанного с инвесторами на рынке облигаций. Доход, полученный этими инвесторами по существующей государственной облигации с фиксированной процентной ставкой, определяется их продажами и покупками на том, что фактически является международным рынком, и именно доходность определяет процентную ставку, которую правительство, о котором идет речь, платит, когда он предлагает новый выпуск облигаций на рынок. Разница между доходностью по государственной облигации и самой низкой рыночной доходностью, предлагаемой любой государственной ценной бумагой, называется ее премией за риск и определяется множеством факторов, которые влияют на восприятие рынком риска.

Невозможно, чтобы правительство отказалось от кредита своим гражданам, поскольку, по определению, правительство – это государство, которое действует исключительно в интересах его граждан. На самом деле ближайший подход к идеальной концепции правительства достигается стабильными демократически избранными правительствами, такими как правительства стран «большой семерки», и ни одно такое правительство никогда не выполняло дефолт.

Для правительств принято распространять, по меньшей мере, часть своей погашающей задолженности, продавая новый выпуск облигаций и используя выручку для погашения держателям погашающего долга. Однако чем дольше эта практика продолжается, тем больше будет размер погашения, который в конечном итоге должен быть погашен. Хотя погашение внутренних займов не оказывает немедленного влияния на национальный доход, в конечном итоге будет, достигнут этап, при котором требуемая сумма будет больше, чем можно было бы достичь путем налогообложения, оставив монетизацию в качестве единственной альтернативы. Презумпция того, что в правительстве не будет дефолта, очевидно, ослаблена, если иностранные граждане владеют значительной частью выпуска облигаций правительства, а дополнительные валютные риски возникают, если большая часть его выражена в иностранной валюте. Эти обстоятельства применяются в основном к развивающимся странам и являются одной из причин премий за риск, которые они платят. В противном случае уровень задолженности страны как доли ее ВВП является основным фактором, и другие факторы, которые могут повлиять на премии за риск, включают отчет о макроэкономической нестабильности, низких уровнях экономического роста, тенденциях инфляции и политической неопределенности.

Могут возникнуть обстоятельства, при которых внешний долг превращает ранее стабильную политику в состояние финансовой нестабильности. Увеличение премии за риск, применяемое к долгу правительства, может увеличить стоимость его долга до такой степени, что увеличивает воспринимаемый им риск дефолта, в результате чего рынок облигаций применяет дальнейшее увеличение премии за риск. Повторение этой последовательности может привести к тому, что правительство пойдет на дефолт, поместив затраты на свертывание погашающей задолженности за пределы своих возможностей для привлечения необходимых средств.

Виды государственного долга

Внутренний государственный долг

Внутренний – в роли кредиторов выступают резиденты субъекта– заёмщика;

Внешний государственный долг

Внешний – перед другими государствами, международными организациями и другими субъектами международного права;

Капитальный государственный долг

Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты;

Текущий государственный долг

Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств;

Валовой внутренний долг

Валовой внутренний долг – долг образуется внутри каждой страны как сумма взаимной задолженности различных секторов экономки. Он имеет свою структуру и складывается из следующих элементов: государственный внутренний долг, долги корпоративного сектора, долг населения;

Консолидированный государственный долг

Консолидированный государственный долг – формируется путем продления срока действия кратко– и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне– и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов;

Краткосрочный государственный долг

Краткосрочный государственный долг – это сумма всех долгов, имеющих первоначальное погашение в течение одного года или меньше, и проценты просрочки по долгосрочным долгам;

Валовой государственный долг

Валовой государственный долг – это сумма всех внутренних и внешних обязательств государства с процентами. Она, как правило, выражается в процентном отношении к ВВП страны;

Государственный долг в зависимости от валюты

По валюте долга:

  • Номинированный в национальной валюте;
  • Номинированный в иностранной валюте (при этом Евро для европейских стран может считаться иностранной, так как страны еврозоны не могут напечатать или обесценить данную валюту).

Государственный долг Российской Федерации в 2019 году

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП)[1]. На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП). Совокупный внешний долг России за прошедший год сократился на 12,4% и на 1 января 2019г. составил 453,749 млрд. долларов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here