Содержание статьи
Актуальность проблемы формирования ценностей здоровья обусловлена тем, что сохранение здоровья подрастающего поколения имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал и благосостояние граждан.
В современном мире наблюдается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья молодых людей. Появилось множество устройств, облегчающих трудовую деятельность людей. Это привело к снижению функциональных возможностей человека.
На данный момент в практике физического воспитания приоритет отдается формированию физических качеств и двигательных компонентов студентов. Но вместе с тем очень важны мотивы и ценности здорового образа жизни, культура здоровья и уровень направленности на укрепление своего здоровья.
Здоровье – это важнейшая ценность не только для одного человека, но и для социума в целом. Состояние здоровья студента обладает огромной социальной значимостью и является показателем общекультурного развития. Именно поэтому общество крайне заинтересовано в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Здоровый образ жизни – понятие
Здоровый образ жизни – это формы и способы жизнедеятельности, которые улучшают организм и способствуют успешному развитию, поддержанию и восстановлению его резервных возможностей. Такой образ жизни направлен на профилактику болезней, сохранение здоровью и укрепление организма человека. Распорядок жизни студентов является важным условием для достижения успеха в учебной деятельности.
Бережное отношение к здоровью необходимо активно воспитывать в студенческие годы. Однако молодые люди нередко нарушают простейшие правила гигиены, режим питания и сна. Например, без завтрака на занятия уходят до 27% студентов. В этом случае учеба проходит при сниженной работоспособности. У 87% студентов отход ко сну затягивается до 1–2 часов ночи. Вследствие этого они не высыпаются, что сказывается на снижении умственной работоспособности на 7–18% по сравнению с тем, когда сон нормально организован. Из–за недосыпания часть студентов прибегает к дневному сну.
Неотъемлемым компонентом вузовского образования является физическая культура, которая помогает решить проблему приобщения студентов к здоровому образу жизни. Она позволяет выделить и реализовать качества личности будущего специалиста – работоспособность, эмоциональную устойчивость и здоровье, которые в будущем хорошо отразятся на профессиональной деятельности и позволят выполнять ее на достаточно высоком уровне. Физическая культура является частью культуры общества и выполняет такие важные функции, как образование личности и оздоровление человека. Именно поэтому так важно приобщить студента к физкультурно–спортивной деятельности вуза. Это является важнейшим компонентом формирования ценностного отношения к здоровью.
Средством стимулирования жизненно важных функций являются физические упражнения. Их можно рассматривать и как жизненно необходимую ценность, и как гуманистические, духовные, эстетические ценности. Жизненно необходимая ценность физических упражнений выражается в телесном совершенствовании и сохранении здоровья. Однако нужно помнить про предел нагрузки на организм, ведь физиологическая перегрузка еще более опасна для жизни, чем недостаток двигательной активности. Сильное перенапряжение может привести к ужасным последствиям, таким как инфаркты и инсульты.
Таблица 1 дает представления о систематическом характере занятий студентов физической культурой и спортом в свободное время.
Таблица 1 показывает, что лишь небольшая часть (33,8%) студентов приобщена к систематическим занятиям 2–3 и более раз в неделю. Более чем у 50% студентов полностью отсутствует проявление активности в физкультурно-спортивной деятельности.
Систематичность занятий физической культурой и спортом в свободное время, %
Систематичность занятий | Все студенты | Регулярно занимающиеся | Нерегулярно занимающиеся |
3 и более раз в неделю | 10,1 | 31,8 | – |
2–3 раза в неделю | 23,7 | 68,2 | – |
1 раз в месяц | 3,1 | – | 17,3 |
2–3 раза в месяц | 4,8 | – | 20,3 |
От случая к случаю | 2,5 | – | 62,4 |
Вообще не занимаются | 55,8 | – | – |
Система ценностей очень важна в жизни любого человека. Мотивы и ценности молодых людей крайне неустойчивы, они не имеют прочной, устоявшейся социальной основы и во многом зависят от окружающих. Отсюда вытекает важное условие вузовского образования – формирование у студентов мотивационно–ценностной структуры сознания и установок на свободную и творческую самореализацию средствами физической культуры.
Сообщить студентам уже готовую информацию о ценностях недостаточно. Необходимо, чтобы в сознании личности сформировалась система ценностей, чтобы в дальнейшем она была проверена личным опытом. Ведущее место для студента занимают ценности, полученные в результате занятий теми видами деятельности, которые он выбрал добровольно. Сюда можно отнести спорт, а также различные увлечения. От системы ценностей зависят порядок и способы удовлетворения социальных потребностей. Ценности позволяют оценивать свои поступки и поступки окружающих, а также являются важным регулятором социального поведения человека.
Одна из самых главных составных частей физического образования студента – воспитание ценностного отношения к здоровью. Помимо формирования двигательных компонентов, нужно работать над осмыслением важности ведения здорового образа жизни и уделять должное внимание присвоению нравственных ценностей, таких как порядочность, честь, милосердие, ответственность и здоровье. Обязательным условием здорового образа жизни студента является отказ от курения и употребления алкоголя.
Таким образом, студенческий возраст можно назвать заключительным этапом развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для учебного труда и общественно-политической деятельности. Физическая культура и спорт становятся для студентов важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, овладения наукой и профессией. Достижение крепкого психического и физического здоровья студента невозможно без осознания важности саморазвития и самосовершенствования в процессе физического воспитания. В этом и состоит его роль в формировании ценностей здоровья.