Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой чертой успешного и эффективного функционирования рыночной экономики. Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал и во многом решает проблему занятости. Так же малый бизнес влияет на ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынков товарами достойного качества, развитие территорий и секторов экономики, повышения уровня и качества жизни населения и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Благополучие современного государства, в целом, зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого бизнеса ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.

Поддержка малого бизнеса в США и других странах

Об этом же свидетельствует многолетний опыт США, Японии, стран ЕС и других высокоразвитых стран, в экономическом отношении, стран с социально ориентированной рыночной экономикой. Во многих развитых странах действуют специальные структуры и фонды по поддержке МСБ:

  • АМБ (США),
  • ПАРП (Польша),
  • OSEO (Франция),
  • SBC (Корея),
  • SPRING (Сингапур) и др.

Эти государства оказывают значительную поддержку малому бизнесу, а бизнес, в свою очередь является фактором социальной и экономической стабильности.

Сегодня в России возможности малого бизнеса пока ещё используются не на полную мощность, в то время как в зарубежных странах малый и средний бизнес является основной сферой занятости населения.

Кроме того, в России наблюдается сильное отставание по доле малого и среднего бизнеса в ВВП страны, наряду с очень малой по сравнению с развитыми экономиками долей занятости в этой сфере от общего числа трудоустроенных граждан .

По статистическим данным, имеет место порядковое различие в численности малых предприятий между развитыми странами мира и Россией. Основные отличия малого и среднего бизнеса России от экономик других стран – низкая доля предприятий промышленности и низкая доля предприятий сферы услуг.

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по степени “насыщенности” малыми предприятиями, в частности, на тысячу жителей. Так, на тысячу граждан в среднем приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35. Роль малого бизнеса в общественном производстве также существенно разнится от 12 % ВВП в России, и до 60-70 % в развитых странах мира .

Именно сейчас, когда динамично развивающийся малый бизнес (особенно его инновационная сторона) является важнейшим фактором развития рыночной экономики, повышения благосостояния людей, улучшения социально-экономической сферы в стране, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был обозначен как объект стратегической политики развития конкурентоспособного государства.

Несмотря на активную политику нашего государства, малое предпринимательство в России продолжает испытывать серьезные трудности:

  • несовершенство законодательной базы
  • высокое налогообложение
  • отсутствие развитой системы поддержки малого бизнеса на всех уровнях
  • недостаточность собственных финансовых средст
  • усложненность порядка получения кредитов и др.

Все вышесказанное обуславливает необходимость осуществления и развития государственной финансовой, правовой и консультационной поддержки малых предприятий.

Необходимость государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса связана с отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Основными формами финансовой поддержки являются:

  • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  • бюджетные кредиты, займы, ссуды;
  • государственные и муниципальные гарантии.

Поддержка малого бизнеса на примере Нижегородской области

В Нижегородской области государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы.

Начиная с 2009 года Правительством Нижегородской области осуществляется софинансирование муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основной целью данного мероприятия является активизация деятельности муниципальных образований области по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов местным бюджетам на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства и направления финансовых потоков непосредственно на уровень муниципальных образований области.

Субсидии предоставляются при условии софинансирования бюджетами муниципальных районов и городских округов Нижегородской области расходов на реализацию мероприятий муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Право на получение субсидий предоставляется муниципальным районам и городским округам Нижегородской области – победителям конкурса, порядок проведения которого определяется Правительством Нижегородской области.

На  реализацию данного  мероприятия привлекаются средства из федерального бюджета на условиях софинансирования с областным бюджетом. Таким образом, программа дает возможность администрациям муниципальных районов и городских округов региона создавать условия для большей экономической и финансовой самостоятельности в принятии решений, увеличения налоговой базы местного бюджета, а также увеличения количества рабочих мест на вверенных им территориях.

В 2014 году Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (далее – Министерство) реализовало 3 основных направления – гранты на начало бизнеса, компенсация затрат по договорам лизинга и затрат на приобретения оборудования.

Всего на финансовую поддержку было предусмотрено 331 млн. рублей, что на 21% больше, чем в прошлом году (273 млн. рублей). Увеличилось на 16% и количество получателей поддержки. В 2014 году поддержку получили 455 субъектов (в 2013 году 392 субъекта). Размер компенсации увеличился в 2 раза – с 3 млн. рублей до 6 млн. рублей по договорам купли-продажи, а по договорам лизинга на 50% – с 2 млн. рублей до 3 млн. рублей .

В 2014 году получали компенсацию только те предприниматели, среднемесячная заработная плата у которых не ниже 1,5-2 величин прожиточного минимума. Также приоритетным правом получения данных субсидий пользовались предприятия, участвующие в программе развития производительных сил, а также резиденты бизнес-инкубаторов и технопарков.

В результате в 2014 году на предприятиях, получивших поддержку, сохранено более 3 200 рабочих мест и дополнительно создано более 250. Привлечено внебюджетных средств в экономику области более 1 млрд. рублей. Хотелось бы отметить, что за два года получатели поддержки 2013-2014 годов уже перечислили налогов в бюджет более 2 млрд. рублей.

Также поддержку получили 190 субъектов малого и среднего бизнеса в 12 муниципальных образованиях  области в рамках софинансирования муниципальных  программ. На финансовую поддержку субъектов предпринимательства в 2014 году было привлечено 331,25 млн. руб. (из областного бюджета 79,5 млн. руб., из федерального бюджета 251,75 млн. руб.).

Так, в результате в 2014 году финансовую поддержку получили 455 субъектов малого и среднего предпринимательства в том числе:

  • предоставление грантов начинающим предпринимателям на начало собственного дела — выдано 369 грантов на сумму 110,0 млн. руб.,
  • субсидирование затрат по договорам приобретения оборудования и автотранспортных средств (в том числе по договорам лизинга) – 86 получателей поддержки на сумму 221,25 млн. руб.

По программе софинансирования муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства в 2014 году субсидии переданы 12 муниципальным образованиям Нижегородской области в размере 50 млн. рублей. Общий размер субсидии составил в каждый район составил 4,17 млн. рублей, в том числе из областного бюджета в размере 1 млн. рублей, из федерального – 3,17 млн. рублей.

По результатам 2014 года количество субъектов малого предпринимательства составило 118,6 тыс. единиц. Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства по предварительным данным увеличилась по сравнению с 2013 годом на 0,1% и составила 584,5 тыс. человек, а это 35% от экономически активного населения области. По данному показателю Нижегородский регион занимает 4 место в ПФО и по данным показателям поднялся с 14 на 10 место в России .

В текущем году Нижегородская область была признана на федеральном уровне, как регион с высоким инновационным потенциалом (об этом говорит мероприятие Russian Startup Tour Road Show прошедшее 17-18 февраля 2015 года). Целью Всероссийского СтартАп-тура является поиск инновационных решений, востребованных на высокотехнологичных рынках, и помощь молодым разработчикам в формировании собственной стратегии развития.

СтартАп-тур содействует формированию в регионах СтартАп-сообществ, состоящих из молодых талантливых ученых и разработчиков, предпринимателей, инвесторов, представителей технопарков, ведущих региональных ВУЗов и научных институтов.

Участниками Всероссийского СтартАп-тура 2015 стали команды, реализующие инновационные проекты по следующим направлениям:

Информационные технологии Биомедицинcкие технологии Энергоэффективные технологии Промышленные технологии и материалы Инновации для детей

Такая динамика стала возможна благодаря контролю за реализацией мер, направленных на улучшение предпринимательского климата и условий ведения бизнеса, комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы.

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

В рамках программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности. В реализации программы задействованы все регионы страны.

Основные проблемы механизма государственной поддержки малого бизнеса

Несмотря на осуществляемые мероприятия по поддержке малого бизнеса в Нижегородской области, для этих субъектов все еще остро стоит вопрос о решении ряда актуальных проблем. Основные проблемы механизма государственной финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства в Нижегородской области представлены в таблице 1.

Проблема Описание
Не совершенство законодательной базы Трудность в узаконивании прав собственности на объекты недвижимости в туристских комплексах. Длительная и сложная процедура оформления заявки на техническое присоединение к электросетям предприятий малого бизнеса в удаленных населенных пунктах области. Несовершенство положения о землепользовании, неполное соблюдение действующего законодательства.

Ограниченность крестьянско- фермерских хозяйств в земельных ресурсах. Земли сельскохозяйственного назначения, выданные в аренду на 49 лет, зачастую многие годы остаются заброшенными; слабое развитие каналов продвижения продукции. Неразвитость механизмов государственно- частного партнерства. «Теневая» занятость в таких сферах как: авторемонт, торговля на дому, строительство.

Слабая финансовая поддержка Финансовая поддержка малого предпринимательства по правилам, установленным на федеральном и региональном уровнях, и изменение ее правил без учета мнения муниципалитетов. Высокая ставка по кредитам, по аренде, сложность оформления документов. Практика увеличения процентной ставки по кредитам банками в одностороннем порядке. Не своевременное исполнение заказчиками обязательств по оплате по выполненным государственным (муниципальным) заказам.
Повышение компетенций Низкая правовая грамотность предпринимателей, занятых в микро и малом бизнесе; отсутствие грамотного подхода к обучению и повышению квалификации персонала.
Повышение спроса на продукцию малого бизнеса В условиях введенных санкций основной задачей уполномоченного стала юридическая поддержка предпринимательского сообщества, встраивание субъектов малого и среднего предпринимательства в структуру территорий опережающего социально- экономического развития, ориентация бизнеса на реальные возможности импортозамещения.
Административное регулирование Избыточное административное регулирование, значительное число проверочных мероприятий. Высокие административные штрафы (одинаковые за аналогичные правонарушения и для больших компаний, и для ИП, и для микробизнеса).
Фискальное регулирование Избыточная фискальная и административная нагрузка, назначение больших штрафов. Например, к перевозчику, помимо штрафа по статье 12.21 КоАП РФ, предъявляются требования о компенсации вреда причиненного автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза.
Обеспечение доступа к инфраструктуре Низкая доступность инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Сложность оформления земельных участков, получения разрешений на строительство, подключения к инфраструктуре, аренда государственного и муниципального имущества.

 

Перечисленные проблемы обуславливают и потребность в подробном и многогранном изучении и оценке эффективности взаимодействия государства и малого бизнеса и необходимости дальнейшего развития механизма его государственной финансовой поддержки.