Вопрос о необходимости снижения зависимости отечественной промышленности от импорта ставился на протяжении всех последних лет. Однако в период резкого обострения внешнеполитических условий и развязывания со стороны США и стран Запада «санкционной войны» против России в 2014 году, проблема ускорения процессов импортозамещения приобрела особую важность. Очевидно, что в сложившихся условиях импортозамещение становится решающим фактором не только дальнейшего развития как отдельных отраслей, так и всей российской экономики в целом, но и обеспечения национальной безопасности страны.

Сложность решения этих задач в современных реалиях заключается в том, что реализовать эти планы необходимо в условиях фактической стагнации экономики и ограничения доступа к инвестиционным ресурсам(удорожание кредитов, трудности с их получением) по причине все тех же санкций (рисунок 1), а также нерешенности целого ряда внутренних структурных проблем, накопившихся за последние годы, связанных с отсутствием прогресса в сфере диверсификации экономики, медленным процессом модернизации промышленности.

Дополнительными препятствиями для развития импортозамещения и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий являются слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности и нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров, на подготовку которых требуется порядка 10 лет.

 

Рис.1. Экономические санкции против российских банков. Источник: Информационное агентство ТАСС

Что такое импортозамещение?

Импортозамещение всегда представляло и сегодня представляет собой известный тип экономической стратегии и промышленной политики любого государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. При этом результатом продуманной политики импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции (рисунок 2) посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Рис.2. Место России в глобальном рейтинге конкурентоспособности. Источник: Данные ежегодного рейтинга Всемирного экономического форума.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, а также соответствующей профессиональной подготовки и образования широких слоев населения.

Очевидно, что в сложившихся условиях принципиально важно верное определение приоритетов и проведение грамотной промышленной политики и политики импортозамещения со стороны государства. В этом плане положительную роль должно сыграть принятие федерального закона «О промышленной политике» и утверждение программы импортозамещения до 2020 года, которые и определят основной вектор развития промышленного производства в нашей стране.

По результатам анализа, проведенного Министерством промышленности и торговли РФ в июне 2014 года и оценке экспертов, наиболее перспективны с точки зрения импортозамещения обрабатывающие отрасли промышленности:

  • станкостроение (доля импорта по разным оценкам превышает 90%);
  • тяжелое машиностроение (60-80%);
  • легкая промышленность (70-90%);
  • электронная промышленность (80-90%);
  • фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%);
  • машиностроение для пищевой промышленности (60-80%);
  • пищевая промышленность (30-35%).

Реализация политики импортозамещения

Реализация политики импортозамещения в краткосрочном периоде, т.е. в период действия санкций, возможна при условии наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно только за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. По оценкам профильного министерства, в результате реализации продуманной политики импортозамещения можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности к 2020 году с уровня 70-90% до 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели .

Согласно расчетам рабочей группы Государственного совета, срок реализации данной программы должен составить два-три года, объем замещения более 4 трлн. рублей, создано порядка миллиона рабочих мест, увеличены налоговые поступления в бюджеты всех уровне на 500 млрд. рублей. Программа импортозамещения позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 млрд. рублей ежегодно, начиная с 2015 года.

Основные мероприятия плана по замещению импорта в промышленности нацелены на создание максимально комфортных условий для предприятий через корректировку нормативной базы, развитие регулятивных мер поддержки, ввод механизмов стандартизации. Реализация предложенного плана обеспечит насыщение внутреннего рынка отечественной промышленной продукцией, прежде всего в обрабатывающих секторах. Для этого Минпромторг, в частности, установил с 2015 года минимально допустимый уровень российского оборудования для предприятий оборонно-промышленного комплекса в 10%, а к 2020-му планирует увеличить его до 60% от их потребностей.

Глава Минпромторга Денис Мантуров подчеркнул важность реализации основных целей программы импортозамещения:

План включает широкий набор инструментов и предусматривает активное использование мер регуляторного характера. С учетом бюджетных ограничений финансирование мероприятий плана будет осуществляться в пределах заложенных в госпрограммах средств, и соответствующие корректировки уже проводятся. За счет реализации плана до 2020 года мы ставим задачу снижения доли потребления импорта в целом по обрабатывающей промышленности с 51% до 39%. Основное внимание будет уделено созданию отечественных образцов в приоритетных и критических видах продукции и технологий».

Для достижения этих целей правительству необходимо сопроводить программу импортозамещения принципиально новыми механизмами господдержки. Во-первых, обеспечить доступ к инвестиционным ресурсам под 3-4% годовых. Во-вторых, наладить проектное финансирование новых производств с долей участия инициатора проекта не больше 15% от его стоимости. Сам проект при этом должен стать предметом залога. В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действенными мерами по содействию импортозамещению должны стать госзакупки и стандартизация.

В заключение можно сказать, что для решения проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. По мнению некоторых экспертов и ученых и на основе проведенных ими анализов, активизация процессов импортозамещения в РФ способна в ближайшие 5-7 лет обеспечить более 15-20 % роста промышленного производства.