В 2017 г. завершился первый трехлетий этап работы крымской СЭЗ. Самой значимой преференцией для резидентов, вошедших в СЭЗ в первые три года, – пониженная ставка страховых взносов, которая составила 7,6% фонда оплаты труда, вместо 30%, принятых для всех остальных налогоплательщиков. Учитывая, что затраты на оплату труда занимают существенную долю в расходах любого предприятия, экономический эффект в виде экономии может быть существенным.

Участнинки крымской СЭЗ

Основные итоги первых трех лет работы крымской СЭЗ следующие. На конец 2017 г. зарегистрировано 1660 участников, из них 1231 или 74,2% – предприятия Республики Крым и 429 или 25,8% – из Севастополя. При этом среднегодовой прирост республиканских предприятий за этот период составил 134 ед. или 41,0%, а севастопольских – 50 ед. или 43,7%.

Рекордные показатели роста участников СЭЗ из Республики Крым достигнуты в декабре 2017 года. Было зарегистрировано 207 крымских компаний, подписавших инвестиционные соглашения, что составило около половины годового показателя – 541.

Несмотря на то, что с 1 января 2018 г. указанные выше преференции на новых участников не распространяются, число заявок продолжало расти, хотя и более медленными темпами. К 1 марта 2018 г. общее количество участников составило 1705, что на 2,7% больше по сравнению с 2017 г. При этом только число зарегистрированных инвестиционных проектов предприятий Республики Крым составило 1291, что на 27 больше соответствующего показателя на 1 января 2018 года. Что касается структуры участников, то более 25% – это индивидуальные предприниматели и представители малого бизнеса, остальные – средние и крупные предприятия.

В Республике Крым одной из наиболее инвестиционно привлекательных сфер является капительное строительство. Здесь реализуется 272 проекта или 22,1% от их общего числа на конец 2017 г. на сумму 7,3 млрд. руб. или около 19,0% от общего объема инвестиционных вложений. Немногим более 200 инвестиционных проектов ориентированы на промышленности Крыма. В денежном эквиваленте их объем составил 5,86 млрд. руб. или 15,6% от общего объема инвестиций.

Наблюдается активизация инвестиционной активности и в аграрном секторе, несмотря на рисковый характер земледелия в Крыму и сложности с полноценным обеспечением водой. 165 проектов на общую сумму 13,5 млрд. руб. планируется к реализации в этой сфере региональной экономики.

Третье место в рейтинге инвестиционной привлекательности занимает курортно–рекреационная сфера. Сюда в ближайшее время планируется привлечь 9,4% инвестиций в рамках 121 проекта на сумму более 16 млрд. руб..

Важно отметить, что практически все проекты направлены на модернизацию функционирующих производств, некоторые предприятия создаются с нуля. В региональном разрезе в Республике Крым наиболее привлекательно привлекательным является Симферополь. На втором месте – Ялта. Среди районов – Симферопольский и Бахчисарайский.

Проекты крымской СЭЗ

Что касается Севастополя, то резиденты СЭЗ в городе федерального значения зарегистрировали 106 проектов или 24,7% от их общего числа на конец 2017 г. в промышленности,

  • 61 (14,2%) – в строительной сфере,
  • 51 (11,9%), в торговле,
  • 28 (6,5%) – в торговле,
  • 22 (5,1%) – в транспортной сфере,
  • 15 (3,5%) – в туризме,
  • 9 (2,1%) – в топливно–энергетической сфере.

Инвестиции в республику Крым

В Республике Крым общий объем заявленных инвестиций в рамках заключенных договоров на 1 января 2018 г. превысил 120 млрд. руб., в том числе капитальные инвестиции составили более 71 млрд. руб., планируется создать 46,4 тыс. рабочих мест. В Севастополе резидентами СЭЗ заявлено 4,7 млрд. руб. инвестиций, создано более 8 тыс. рабочих мест. Важно отметить и полученный экономический эффект участниками СЭЗ в рамках первых трех лет ее работы. Он выразился, как было сказано выше, в сумме экономии благодаря льготам. Если в 2015 г. она составила 0,248 млрд. руб., то к концу 2017 г. – 7,45 млрд. руб., что на 7,202 млрд. руб. или в 30 раз больше.

Одной из предпосылок активизации работы СЭЗ путем привлечения новых резидентов является и процесс их регистрации. Он максимально упрощен. Для участников с инвестиционными проектами на сумму до 100 млн. рублей процедура занимает не более недели, для остальных – не более 22 дней. Принимаются заявки по почте или через инвестиционный портал Республики Крым в электронном виде. На данном портале инвесторы имеют доступ к постоянно актуализируемой информации об инвестиционных площадках, коммуникационных, инженерных инфраструктурных объектах.

Интересным является и тот факт, что около 50% резидентов – это вновь созданные предприятия. При этом, несмотря на санкции, около тридцати участников – предприятия, учрежденные иностранными инвесторами Великобритании, Германии, Швейцарии, Греции, Китая, Украины, Виргинских островов.

Одной из целей создания СЭЗ в Крыму была активизация внешнеэкономической деятельности. Однако за первые три года льготами свободной таможенной зоны воспользовались только 42 участника, осуществившие поставки сельскохозяйственного оборудования, строительных материалов, механических устройств, продукции сельского хозяйства (саженцев, персиков, винограда), суммарная таможенная стоимость которых составила 2,5 млрд. руб.

Импульсом к развитию СЭЗ в Крыму стало также включение в ее границы в 2017 г. внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации вдоль прибрежной линии крымского полуострова.

Несмотря на то, что СЭЗ создает благоприятные условия для инвестиций в экономику Крыма, развития экономической и социальной сфер полуострова, следует остановиться и на проблемах, связанных с ее реализацией. Это, во–первых, низкая инвестиционная активность многих резидентов, зарегистрировавшихся в 2015–2016 гг. Это выражается в несоблюдении графика вложения инвестиций (в течение трех лет должно быть инвестировано три миллиона руб.), низких налоговых поступлениях. В этой связи с 2018 года ужесточился контроль над деятельностью резидентов СЭЗ для исключения возможности простого использования ими льготного налогового режима. Кроме этого, Государственной Думой рассматриваются изменения в Налоговом Кодексе в части порядка налогообложения участников крымской СЭЗ.

Обобщая, следует отметить, что первые три года работы СЭЗ принесли ощутимые результаты: 1,7 тыс. участников, фактически освоено около 46 млрд. руб. инвестиций, создано 24,5 тыс. рабочих мест. Выявленные при этом проблемы недобросовестного участия решаются как на уровне контролирующих органов, так и путем внесения изменений в законодательство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here