На формирование конъюктуры национального хозяйства внешний мир оказывает достаточно большое влияние. В современном мире экономика любой страны активно вовлекается в мировое хозяйство, в котором тесно взаимосвязаны национальные рынки благ, финансов и факторов производства. Благодаря усилению глобализации хозяйственной жизни, наблюдается более быстрый рост внешнеэкономических связей стран по сравнению с ростом мирового производства (табл.1). Влияние заграницы на экономику государства зависит от того, какую долю в мировом хозяйстве составляет его национальная экономика. Существуют факторы, с помощью которых можно определить конъюнктуру национального хозяйства, такие как: состояние (сальдо) платежного баланса, уровень цен заграницей, заграничная ставка процента и валютный курс национальной денежной единицы.

История роста внешнеэкономических связей России

Показатели Годы
1985 1995 2000
Мировое производство, $ млрд. 420 649 807
Мировой экспорт, $ млрд. 490 1098 1693
Прямые зарубежные инвестиции, $ млрд. 400 1800 7560
Выпуск ценных бумаг мирового финансового рынка, $ млрд.  

1350

 

4200

 

18900

 

Теперь перейдем к самой стабилизационной политике в открытой экономике. Политика стабилизации – макроэкономическая стратегия, выполняемая правительствами и центральными банками, чтобы сохранить стабильность экономического роста, наряду с уровнями цен и безработицей. Иными словами, она направлена на обеспечение устойчивого экономического роста. При этом она может воздействовать на совокупный спрос или же на совокупное предложение. Стратегической целью политики такого рода является достижение «двойного равновесия», то есть общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо нулевого баланса.

Для достижения такого равновесия при стабильном уровне цен и фиксированном валютном курсе необходимо посредством фискальной политики добиваться полной занятости, а с помощью кредитно–денежной политики выравнивать платежный баланс страны. Если же созданы условия, в которых присутствует плавающий валютный курс, фискальная политика в какой–то мере нейтрализуется международным переливом капитала. При этом правительство может воздействовать на внутреннюю конъюнктуру инструментами кредитно–денежной политики (табл.2).

Эффективность мероприятий стабилизационной политики в открытой экономике

Валютный курс Политика
Фискальная Денежно–кредитная
Фиксированный Очень эффективна Не действенна
 

Плавающий

Эффективность зависит от наклона линии платежного

баланса

 

Очень эффективна

 

Однако бывают случаи, когда довольно сложно достичь поставленных целей при изменяющемся уровне цен. В таких условиях двойное равновесие может быть достигнуто только в результате комплексного использования однонаправленных и разнонаправленных мероприятий фискальной и кредитно– денежной политики

По цели воздействия экономическая политика государства делится на: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая политика делится на фискальную и денежно–кредитную, на последней стоит подробнее остановиться. Она представляет собой комплекс мер, которые направлены на установление или же восстановление приемлемого макроэкономического равновесия с использованием системы распределительных денежных отношений. Главную роль при этом играют налогово–бюджетные инструменты, то есть изменение налоговой нагрузки на экономику и уровень бюджетных расходов. Эта политика проводится за счет реализации регулирующей функции финансов. Приведенная функция связана с вмешательством государства в процесс общественного воспроизводства через механизм финансов. В него входят налоги, государственные кредиты, государственные расходы и так далее. Все перечисленные выше макроэкономические величины влияют на состояние финансовых рынков, курсы национальной валюты, совокупный спрос, темпы инфляции и процентные ставки.

В конечном итоге все это существенно влияет на объем национального производства, занятость, устойчивость или дестабилизацию национальной экономики и финансовой системы страны. Таким образом, можно вывести ещё одно определение стабилизационной финансовой политики – это совокупность мероприятий, проводимых государством, которые направлены на организацию и использование финансов для осуществления своих функций в сфере повышения устойчивости социально–экономического развития.

Комбинации стабилизационной финансовой политики

Различают четыре возможные комбинации стабилизационной финансовой политики государства:

  1. Сокращение налогов и расширение бюджетных расходов – наиболее часто встречающаяся комбинация, которая направлена на стимулирование экономического роста через увеличение совокупного спроса и совокупного предложения. Она представляет собой экспансионистский вариант стабилизационной финансовой политики. В результате наблюдаются достаточно большие темпы роста государственного долга и большой текущий дефицит государственного бюджета.
  2. Сокращение налогов и бюджетных расходов – это промежуточный вариант, политика может носить как экспансионистский, так и рестрикционный характер.
  3. Увеличение налогов и бюджетных расходов – также является промежуточным вариантом, который тождественен варианту

Увеличение налогов и сокращение бюджетных расходов – реализуется в период поднятия экономики, соответственно имеет рестрикционный характер. Приведенная комбинация имела место в стабилизационный политике России с 2002 г. и продолжалась до мирового кризиса, который начался в сентябре 2008 года.

Государство вправе выбирать любую из рассмотренных комбинаций, руководствуясь тем, какие цели ему необходимо достичь в рамках реализации стабилизационной финансовой политики.

Российская экономика, которая функционирует в рыночной системе отношений, широко использует наработанный мировой практикой опыт, но при этом, она имеет собственный путь развития. В период с 2002 по 2008 годы политика носила стерилизационный и антиинфляционный характер. Кроме того, она сопровождалась созданием финансовых резервов. Такая стратегия имела место, потому что в то время наблюдался рост цен на нефть, а этот фактор мог значительно повлиять на укрепление государственной валюты и снизить конкурентоспособность товаров отечественных производителей. Так как последнего нельзя было допустить, были приняты меры по плавному укреплению российского рубля. Стоит отметить, что для достижения поставленной цели Банк России должен был обладать достаточным количеством финансовых ресурсов. На первых парах это осуществлялось посредством увеличения денежного предложения, а впоследствии – стерилизации денежной массы. Из этого можно сделать вывод, что к реализации эффективной политики в финансовой сфере привела потребность в соответствующей политике в денежно– кредитной сфере.

Стабилизационный фонд

Создание стабилизационного фонда

В 2004 году в Российской Федерации бал создан Стабилизационный фонд, что послужило началом реализации финансовой политики, которая была направлена на стабилизацию национальной финансовой системы и реального сектора экономики. Именно с этого года финансовая политика России стала характеризоваться как стабилизационная. Фонд формировался за счет зачисления в него налога на добычу полезных ископаемых и ввозных таможенных пошлин на нефть. Кроме того в него входили бюджетные излишки федерального бюджета, которые образовывались из–за превышения цены на нефть над базовой ценой, установленной в бюджетном законодательстве. Считалось, что базовая цена будет отражать средний прогнозируемый уровень цен на нефть с учетом ранее складывающейся.

Однако решение о создании этого фонда попало под шквал критики со стороны российских экономистов. В первую очередь потому, что они считали неприемлемым со стороны государства формирование довольно объемных финансовых резервов в то время, когда остаются нерешенными важнейшие социальные проблемы. Также их совершенно не устраивал факт того, что все средства фонда размещаются за рубежом, соответственно, это приведет к оттоку финансов и сделает невозможным их применение для развития российской экономики. Еще одним нежелательным последствием являлось обесценивание средств фонда, потому что они первоначально зачислялись в рублях и на них не начислялись проценты. В условиях инфляции это и привело к снижению эффективности данного механизма финансовой стабилизации.

Упразднения стабилизационного фонда

В 2008 году Стабилизационный фонд Российской Федерации прекратил свое существование и на смену пришли Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Именно эти фонды являются основой современной эффективной финансовой политики России. Самое явное отличие Резервного фонда от Стабилизирующего фонда состояло в том, что он размещался в высоколиквидной иностранной валюте или активах, которые также были номинированы в иностранной валюте. Поэтому средства этого фонда являлись частью золотовалютных резервов РФ, но находились в распоряжении Минфина РФ, в отличие от остальных активов ЗВР, которые находились в ведении Центробанка РФ. Резервный фонд РФ перестал существовать с 01.02.2018 года.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что совершенствование и развитие механизмов стабилизационной финансовой политики в РФ будет способствовать повышению устойчивости социально–экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here