Для органичного существования в условиях современного российского рынка предприятия стремятся обеспечить финансово устойчивое и конкурентоспособность, в том числе за счет использования инструментов менеджмента. Одним из таких инструментов может быть бенчмаркинг, главной целью которого является улучшение рабочего процесса организации за счет сравнения с конкурентами. В России технология появилась сравнительно недавно, поэтому существует ряд проблем связанных с внедрением ее на предприятиях.

Препятствиями для внедрения технологии бенчмаркинга в наши дни в России являются недостаточное развитие полноценной этической культуры компаний, отсутствие достаточного количества практики в нашей стране и отсутствие доверия к эталонным предприятиям и к партнерам по бенчмаркингу. Зачастую бенчмаргинг путают с советским «обменом передовым опытом» или даже «промышленным шпионажем».

Что такое бенчмаркинг?

Бенчмаркинг (benchmarking) — это процесс сравнения продуктов, услуг или процессов одной организации с продуктами, услугами или процессами другой организации. Иногда, проводится сравнение внутри одной и той же организации. Целью процесса бенчмаркинга является поиск улучшений тех аспектов, по которым проводится сравнение.

Как правило, бенчмаркинг применяется в организации, которая планирует усовершенствования.

Что касается истории бенчмаркинга, нельзя не упомянуть, что в 1994 году, такими странами как США, Англия, Италия, Германия, Швеция, была создана Глобальная сеть бенчмаркинга (GlobalBenchmarkingNetwork, GBN — www.globalbenchmarking.org), как сообщество независимых бенчмаркинговых центров. На сегодняшний день она включила в себя подобные уже центры около 20 стран мира. В Соединенных Штатах с 1987 года вручается премия по качеству Мэлкома Болдриджа, которая предполагает активное использование инструментов бенчмаркинга.

Бенчмаркинг или промышленный шпионаж?

Для сравнения с внутренними процессами (или продуктами) выбирается организация-лидер в той или иной позиции. Данная компания не обязательно должна напрямую конкурировать с проводящей бенчмаркинг, можно выбрать организацию из другой сферы деятельности, или работающую с другой группой потребителей. Сотрудник проводящий бенчмаркинг должен быть полностью компетентен в механизмах собственной организации.

Вот тут сразу и появляются отличия и от «промышленного шпионажа» и от «обмена передовым опытом», популярного в СССР, бенчмаркинг это во-первых добровольный обмен опытом, а во-вторых специалисты, проводящие исследования должны действовать исключительно легально.

Виды бенчмаркинга

В зависимости от объектов сравнения бенчмаркинг может подразделяться на несколько видов:

Внутренний бенчмаркинг (осуществляется сравнение процессов (продуктов, услуг) внутри организации). При внутреннем бенчмаркинге довольно легко собрать данные, однако возможности для сравнения ограничены, и результаты могут оказаться предвзятыми.

Конкурентный бенчмаркинг (осуществляется сравнение с прямыми конкурентами (по предоставляемым продуктам или услугам), работающими на местном, региональном или международном рынке. Для этого вида бенчмаркинга необходимо выбирать конкурентов, находящихся на другом «уровне» рынка. В этом случае данные, полученные при сравнении, будут более обоснованными и важными, но их довольно трудно получить.

Функциональный бенчмаркинг (осуществляется сравнение процессов собственной организации с похожими процессами другой организации, но работающей в другой сфере деятельности).

Обобщенный бенчмаркинг (отбираются организации, которые обладают лучшими в своем сегменте процессами и подходами). В основном это организации, публикующие информацию о своей деятельности.

В качестве источников информации для выбора «эталона» по бенчмаркингу используют различные источники. Например, публикации по коммерческой деятельности, базы данных консалтинговых и аудиторских компаний по организациям, применяющим лучшие практики (например, GMP), списки победителей премий по качеству и др.

Для совершенствования деятельности применяются один или несколько видов бенчмаркинга. Объекты бенчмаркинга и направленность исследований при этом может быть разной, однако основные этапы для всех видов бенчмаркинга будут одинаковыми. Эта последовательность действий выработалась в результате практики применения бенчмаркинга многими организациями.

Прежде чем применять бенчмаркинг в качестве инструмента по совершенствованию деятельности организация должна решить, какой объем ресурсов она может на него выделить. Проводить бенчмаркинг лучше по хорошо отработанным методикам. Методика бенчмаркинга может значительно сэкономить время работы и ресурсы. Если принимается решение использовать бенчмаркинг в качество одного из инструментов постоянного совершенствования, то он может быть выделен в отдельный процесс.

Преимущества бенчмаркинга

В том случае, когда бенчмаркинг проведен правильно, он может дать компании много преимуществ. Критериями успешного проведения бенчмаркинга являются правильно подобранная команда, глубокая детализация процессов, заинтересованность руководства в результатах, интеграция результатов бенчмаркинга со стратегическими планами развития. Во время выполнения работ команда бенчмаркинга имеет возможность посмотреть на свою организацию со стороны. Это позволяет выйти за рамки ежедневной деятельности и существующие ограничения, и найти новые идеи по улучшению работы. За счет применения бенчмаркинга можно избежать многих ошибок, а также повысить прибыль организации за относительно короткое время.

Тем не менее, прежде чем начать сравнивать, рекомендуется иметь цель и понимание того, что мы исследуем, каковы наши показатели? А уже по итогам собранной информации необходимо разработать план изменений.

В России применение этого метода пока недостаточно по сравнению с такими странами как США, Япония и другие. Например, использование бенчмаркинга в зарубежных странах регулируется и поддерживается на государственном уровне, создаются специализированные компании для поиска партнеров по бенчмаркингу, в России такая практика отсутствует. В нашей стране можно выделить только одно ежегодное крупное мероприятие поддерживающее развитие бенчмаркинга — «Премия правительства в области качества», благодаря которой предприятие может улучшить различные аспекты своей деятельности и стать эталоном для сравнения с другими предприятиями. А так же премия дает возможность лауреатам обеспечить свой имидж, зарекомендовать себя как надежного производителя высококачественной продукции, способствует привлечению новых партнеров.

Что касается решения проблем, которые тормозят распространение технологий бенчмаркинга на Российских предприятиях, то, скорее всего, решить их поможет только время, оно научит предпринимателей быть более открытыми, делиться опытом, соответственно найдутся и те, кто захочет этот опыт перенять. И, конечно же, потребуется поддержка государства и поощрение организаций таких организаций.