Высокая инновационная активность предприятий во многом обусловливает их устойчивое развитие и положительную динамику функционирования, что обеспечивает их вхождение в мировую экономику и существенно повышает конкурентоспособность.

Доминанта повышения конкурентоспособности промышленных предприятий на современном этапе экономического развития страны заключается «в выходе на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях перехода к инновационной стадии экономического развития и создания, соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества».

Специфической особенностью реструктуризации экономики сегодня при превалировании знаний и интеллекта, информации и инноваций является генерирование информации, знаний и идей для их эффективного использования в оптимизации организационно-управленческой и хозяйственной деятельности предприятий, поэтому мониторинг инновационной деятельности и уровня активизации инновационных процессов в настоящее время – время глобализации экономики – играет для отечественных предприятий особенно важную роль. Активное внедрение новых технологий дает возможность достичь высокой степени технологической независимости и результативности деятельности предприятий в увеличении рыночного сегмента.

Методы анализа активности инновационных процессов

К наиболее объективным современным методам анализа активности инновационных процессов относятся экономико–математические методы, информационные технологии и инструментальные–средства, позволяющие извлечь качественные выводы из количественных оценок и моделей изучаемых процессов. К достоинствам этих методов относятся, например, возможности:

  • систематизации и упорядочения экономической информации с целью решения задач планирования и управления;
  • оперативной обработки данных по анализу многовариантных экономических расчетов;
  • создания информационных фреймов на предприятии, повышающих эффективность исследовательско–аналитической работы для проведения количественного и качественного анализа экономических проблем;
  • визуализации результатов расчетов;
  • решения новых, нестандартных задач, недоступных для решения без использования информационных технологий (ИТ).

Анализируя динамику инновационной активности отечественных промышленных предприятий за период 2015–2016 гг., можно сделать вывод: уровень инновационной активности предприятий в средне–технологичных производствах снизился на 0,3%, как и доля предприятий, осуществляющих технологические инновации. Вообще в 2016 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли всего 9,6% общего количества предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже соответствующих значений других стран (Германия – 73, Ирландия – 61, Бельгия – 58, Эстония – 47, Чехия –41%). Однако в 2017 г. уровень инновационной активности высокотехнологичных секторов промышленности достиг среднеевропейских значений. На период 2017–2019 гг. Правительством РФ планируется:

  • поддержка инновационной активности предприятий;
  • реализация мероприятий по развитию служб по поддержке патентования результатов интеллектуальной деятельности на базе институтов развития;
  • создание системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности на предприятиях с государственным участием;
  • повышение эффективности оказания государственных услуг по регистрации результатов интеллектуальной деятельности;
  • создание сети центров поддержки технологий и инноваций во взаимодействии с Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Исследования показывают, что наибольшая инновационная активность присуща крупным предприятиям Российской Федерации, обладающим достаточными финансовыми, кадровыми и интеллектуальными ресурсами. Среди них 87,2% составляют предприятия с численностью работников свыше 10 тыс. чел. Внедрение инноваций в крупный бизнес позволит напрямую воздействовать на большую часть российской экономики, так как доля крупных компаний в России составляет 79% против 42% в среднем в сопоставимых странах. Состоявшийся бизнес способен осуществлять венчурные инвестиции и тем самым обеспечить высокую изобретательскую активность, а также оказать воздействие на спрос в сфере инноваций.

Сравнение показателей рентабельности реализованных инноваций ведущими предприятиями – авиационными производителями показывает, что самой рентабельной оказывается инновационная деятельность канадского авиационного производителя компании Bombardier, показатель рентабельности которой равен 93,4. Самым нерентабельным проектом из анализируемых компаний оказалась французская компания Aerospatiale с показателем рентабельности 7,14.

Так, например, анализируя деятельность компаний – производителей автомобилей, заключаем, что компании «Тойота Моторс» и «Хендэ Моторс» обладают высоким ростом объема продаж и высокой долей рынка, которые необходимо сохранять за счет повышения инновационной и инвестиционной активности. Компания «Ниссан Мэнуфэкчуринг» обладает высокой долей на рынке, но низким темпом роста объема продаж, она не требует дополнительных инвестиций и сама обеспечивает хороший доход, но необходим рост инновационной продукции. Компания «АвтоВАЗ» обладает сравнительно высокой долей рынка, но низкими темпами его роста. Деятельность компании необходимо корректировать на основе мониторинга рынка, повышения инвестиций в инновационную деятельность.

Таким образом, динамика инновационной активности предприятий в нашей стране характеризуется недостаточно высоким темпом роста рынка по сравнению с известными мировыми компаниями.

Развитие инновационной деятельности в России не соответствует критериям, связанным с формированием экономики инновационного типа. Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года показывают, что за последние 3 года удельный вес предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, снизился до 9,7%. Вследствие этого по уровню конкурентоспособности и степени инновационной активности зарубежные предприятия занимают более высокие позиции в сравнении с отечественными. Процесс инновационного развития компаний Российской Федерации становится главным объектом управления, требующим объективного анализа на основе сбора соответствующих аналитических данных, позволяющих оценить проблемы и тенденции этих процессов на разных уровнях и создать базу для разработки коррекционных мер.

На наш взгляд, учитывая результаты проведенных исследований, теорию и практику формирования условий повышения инновационной активности предприятий и наиболее значимые факторы, препятствующие интенсивному внедрению инноваций, можно сформулировать рекомендации, способствующие повышению эффективности инновационной системы отечественных предприятий:

  • управление инновациями необходимо включать в систему управления предприятием, адаптируя ее к интенсивным изменениям внешней среды;
  • необходима комплексная политика государства по поддержке и стимулированию инноваций, предполагающая создание национальной инновационной системы;
  • необходимо создание законодательной базы по инновационной деятельности, стимулирующей внедрение инноваций путем налоговых и таможенных льгот, щадящих кредитных линий, снижения техно логических барьеров;
  • необходимы развитие рынка страхования и поддержка правительства, для минимизации рисков по инновационной деятельности.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Все это требует необходимости проводить экономическое исследование, мониторинг и анализ инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, организаций, региона и государства в целом. В свою очередь, для этого необходимо иметь разработанную методику оценки критериев и показателей, характеризующих состояние и эффективность инновационной и инвестиционной деятельности, а также факторов, влияющих на их изменение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here