Основные задачи так называемой «холодной» логистики не отличаются от логистических задач в целом – обеспечить доставку продукции от производства до потребителя с наименьшими затратами и потерями и в заданные сроки, в соответствии с общей стратегией компании.

При этом возможны следующие варианты: можно организовывать логистику собственными силами либо передать ее на аутсорсинг.

Тем не менее, следует постоянно помнить о том, что качественная логистика дешевой не бывает – это особенно касается «холодной» логистики, что обусловлено дополнительными требованиями по обеспечению температурного режима и рисками, связанными с порчей товара. Следовательно, необходимо понимать, что для организации эффективной «холодной» логистики необходимо больше в нее инвестировать.

Задачи эффективной логистики

К текущим задачам организации эффективной «холодной» логистики следует отнести, в первую очередь, скорейшую разработку и принятие действенных нормативных актов, касающихся соблюдения требований к перевозке грузов, требующих соблюдения специфических температурных режимов, а также усиление контролирующей функции со стороны органов государственной власти.

Также существенной, на наш взгляд, задачей, несмотря на значительные объемы капитальных вложений, является модернизация (или, в крайнем случае, модификация) транспортных средств, занимающихся перевозкой товаров, требующих специальных условий и температурных режимов.

В первую очередь, данная задача касается специализированных компаний–перевозчиков, состояние транспортных средств которых, по крайней мере, в Российской Федерации, оставляет желать лучшего.

К числу стратегических задач следует отнести решение проблемы очередей на таможенных постах, расположенных на территории приграничных регионов, поскольку наложение проблемы устаревшего, не соответствующего мировым стандартам эксплуатации автотранспорта (а это уже проблема, характерная не только для нашей страны) на скопление перевозчиков в местах оформления соответствующих документов, естественно, приводит к порче продукции, требующей специфических условий хранения во время перевозки.

Еще одной стратегической задачей является строительство на приграничных территориях логистических распределительных центров, располагающих помещениями, оборудованными для хранения специфической продукции, что облегчит задачу обеспечения ее сохранности во время оформления необходимой сопроводительной документации.

Факторами повышения конкурентоспособности для предприятий всех форм собственности и в каждой сфере экономической деятельности в настоящее время является повышение качества управленческих решений, разрабатываемые менеджерами и экономистами предприятия. Такими факторами являются факторы привлекательности рыночных условий, факторы конкурентных преимуществ выпускаемой продукции, оказываемые работы или услуги, факторы потребительской ценности, а также факторы ресурсного потенциала.

Представленный выше перечень задач является далеко не полным, но решение, по крайней мере, обозначенных, на наш взгляд, должно содействовать повышению эффективности организации «холодной» логистики в системе межрегионального распределения продукции и управления цепями поставок.

В некоторых случаях у потребителя возникает необходимость одновременной перевозки продуктов с различными рекомендованными температурными режимами. В зависимости от объемов перевозимого груза, длительности перевозки и частоты открывания дверей могут быть использованы решения на основе применения специальных термоконтейнеров, в которые помещается требующий наиболее низкой температуры груз, либо специальных термоизолирующих перегородок в фургоне, разделяющих его на отсеки с различными температурными режимами и раздельным воздухообменом с холодильной установкой.

Организационным фактором контроля выполнения требований выступают системы мониторинга температурного режима. Женевская конвенция «О международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (АТР) требует обязательного наличия в транспортном средстве, используемом при перевозке скоропортящихся продуктов, специальных терморегистраторов, требования к которым регламентирует европейский стандарт EN 12830.

Такого типа регистраторы призваны обеспечивать возможность хранения в их памяти информации температурных датчиков за все время поездки и ее последующей обработки – передачи в компьютер, либо распечатки на собственном принтере. Полученный таким образом документ от сертифицированного прибора является аналогом кассового чека, удостоверяющего в бумажном виде для заказчика выполнение требований температурного режима.

На наш взгляд, повышению возможностей применения «холодной» логистики в практике российских перевозчиков станет, в первую очередь: соблюдение требований международных нормативных актов, направленных на решение обозначенной проблемы: Женевской конвенции «О международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (АТР); международного стандарта ISO 22000:2005 «Системы управления безопасностью пищевых продуктов», который включает в себе требования НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point) по системе организации и обеспечения безопасности пищевых продуктов, включая хранение и транспортировку, и т.п., а также других нормативно–правовых актов.

Следовательно, основные задачи по расширению возможностей применения «холодной» логистики в управлении цепями поставок современных российских компаний можно сформулировать следующим образом:

  • стратегическое внимание к «холодной» логистике в практике дистрибуции;
  • организация цепочек поставок в «холодной» логистике;
  • создание современных логистических распределительных центров «холодной» логистики;
  • их сертификация согласно европейским стандартам ISO и HASSP;
  • применение специализированного транспорта грузоподъемностью 20 и 10 тонн;
  • внедрение логистического аутсорсинга в цепочках поставок «холодной» логистики. Количество задач при этом будет зависеть от конкретного вида деятельности и от его объема.

Таким образом, в современных условиях рыночной экономики, грамотно организованную логистику на предприятиях можно отнести к числу стратегических задач, которая поможет также решить проблемы очередей на таможенных постах, расположенных на территории приграничных регионов и другие задачи, т.к. основная цель бизнеса – это получение прибыли. Поэтому экономический критерий, такой как «доля логистических издержек в цене товара» является важным, т.к. по этому показателю наша страна пока отстает от ведущих западных стран, у нас он хуже в полтора раза: примерно 18–20% против 8–12%.

Для того, чтобы эффективно построить «холодную» логистику, необходимо разобраться с несколькими основными задачами: соблюдение корректного температурного режима, выполнение оптимальных сроков доставки от производителя до конечного потребителя и формирование приемлемой стоимости «холодной» логистики. Поэтому организация «холодной» логистики в управлении цепями поставок имеет свои специфические особенности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here