В настоящее время привлечение иностранных инвестиций в Россию становится главным стратегическим вопросом для развития экономики. Актуальность необходимости изучения проблем привлечения иностранных инвестиций, определяет то обстоятельство, что Россия, обладая огромным инвестиционным потенциалом для иностранных инвесторов, все же обладает некоторыми рисками, которые являются барьером для вливания иностранного капитала в российскую экономику .

В России наблюдается диспропорция инвестиционной привлекательности регионов для иностранных инвесторов. Увеличиваются контрастные разрывы между регионами в социально-экономическом развитии. Некоторые регионы России более привлекательны для иностранных инвестиций. Лидирующие позиции по благоприятному инвестиционному климату благодаря продуманной инвестиционной стратегии и активному стремлению властей сформировать привлекательные условия для иностранных инвесторов занимает Республика Татарстан.

Инвестиционная привлекательность региона – это набор характеристик, делающих регион объектом выгодных вложений для инвесторов. При этом существенную роль с точки зрения инвесторов играют как собственные характеристики региона, так и особенности институциональной среды, в которой он существует.

Высокая инвестиционная привлекательность является ключевым фактором повышения конкурентоспособности региона, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста.

В условиях интенсивной глобализации, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный, происходит массированная реструктуризация экономики регионов.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики – это вопрос развития производств, снижения вероятности социальных взрывов и фактор реструктуризации хозяйственной системы территории. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг – это еще не решение проблемы. Осуществить задачу экономического развития возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности, стремясь к наиболее полной реализации объективных возможностей территории и условий деятельности предприятий, не боясь отказываться от привычного. Именно поэтому вопрос повышения инвестиционной привлекательности – ключевой вопрос на сегодняшний день.

Необходимо отметить, что инвестиционная деятельность в современных условиях тесно связана с умением, с одной стороны, разработать эффективный инвестиционный план или проект, а затем обеспечить определенные ими ограничения по ресурсам и реализовать заданный уровень качества продукции проекта, а с другой – повысить инвестиционную привлекательность объектов инвестирования.

Инвестиционная стратегия Республики Татарстан учитывает прогнозные перспективы и тенденции развития экономики Российской Федерации, в том числе Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и Концепцию развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г. Инвестиционная стратегия Республики Татарстан взаимоувязана с федеральными, республиканскими, ведомственными и муниципальными (в том числе межмуниципальными) программами и проектами .

Оценка результатов и корректировка мероприятий, направленных на успех Инвестиционной стратегии (в рамках Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 20112015 гг.), осуществляется ежегодно в рамках отчетов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, а также ответственных структур, реализующих мероприятия Инвестиционной стратегии Республики Татарстан.

При этом исполнение пунктов Инвестиционной стратегии также включается в ежегодный доклад Президента Республики Татарстан при обращении к Государственному Совету Республики Татарстан (парламенту Республики Татарстан), что определяет стратегию дальнейшего комплексного развития Республики Татарстан и программу деятельности органов государственной власти всех уровней по эффективному развитию экономики региона.

Кроме того, в Республике Татарстан разрабатывается Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 г., в соответствии с которой будут определены ключевые направления развития Республики Татарстан до 2030 г. с учетом перспективных направлений развития республики. Ключевыми в Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 г. станут вопросы регулирования инвестиционной деятельности в Республике Татарстан, а также сопутствующие мероприятия, выделенные в отдельный раздел.

В 2012 г. валовой региональный продукт республики достиг 1 415 млрд. рублей. Сегодня в Татарстане производится 50,7% российского полистирола, 56,1% полиэтилена, 42,6% синтетического каучука, добывается 6,3% российской нефти. Республика производит порядка 5% общероссийского объема сельхозпродукции, в том числе молока – 6%, мяса – 4%, зерна – 5%, свеклы и картофеля – более 4%.

По показателю инвестиций Республика Татарстан занимает 5 место среди 83 регионов России. По итогам 2012 г. Республика Татарстан является лидером среди регионов Приволжского федерального округа по объему инвестиций в основной капитал. Согласно данным за 2012 г. объем инвестиций в основной капитал составил 464,7 млрд. рублей, что на 8,7% больше показателя 2011 г.

За 2012 г. в экономику Республики Татарстан поступило 735 608,6 тыс. долларов иностранных инвестиций. По сравнению с 2011 г. в структуре иностранных инвестиций 2012 г. изменился их качественный состав инвестиций. Доля прямых иностранных инвестиций в общей структуре иностранных инвестиций составила 78,49% (2011 г. – 11,62%), в абсолютном выражении также отмечается рост почти в 6 раз (увеличение на 477 774 тыс. долларов, в 2011 г. прямые иностранные инвестиции – 99 569,7 тыс. долларов).

Проведение институциональных преобразований, направленных на активизацию инновационной деятельности, структурную перестройку экономики и модернизацию промышленности, будет способствовать обеспечению устойчивых темпов экономического роста и повышению качества жизни населения.

Особенности хозяйственного комплекса и сложившаяся в республике стабильная социально-политическая система создают ряд благоприятных условий для инновационного роста. К их числу относятся высокая доля промышленности в структуре производства, возможность обеспечить на базе промышленного роста более высокие темпы роста ВРП и более высокий уровень производительности труда; имеющийся в республике потенциал развития высокотехнологичных производств и формирования научно-инновационной системы; относительно дешевая рабочая сила, значительные объемы привлекаемых в республику инвестиций и высокая инвестиционная привлекательность Республики Татарстан.

Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в регионе являются: нефтеперерабатывающая, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Наибольший объем иностранных инвестиций приходится на химическую промышленность. Негативными факторами, влияющие на инвестиционный климат региона, по мнению руководства Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, являются: высокие тарифы на энергоресурсы и подключение к инженерным сетям, высокая стоимость строительства и долгое получение разрешений, дорогое сырье и логистические услуги, а также высокие ставки по кредитам. В тоже время, многие барьеры можно ликвидировать лишь на федеральном уровне . Также ключевыми проблемами, как по всей России, так и в регионе – это:

  • дефицит квалификационных кадров
  • неразвитая логистика
  • изношенность коммуникаций, энергосистемы и другой инфраструктуры
  • диспропорция развития территорий внутри региона
  • не все промышленные площади полностью готовы для заселения, а инвесторы не хотят строиться за свой счет
  • бюрократия и несогласованность во взаимодействии между различными уровнями власти
  • иностранные инвесторы средней величины в отличии от крупных инвесторов сильно зависимы от региональной политики и получают иной уровень поддержки
  • недостаточная известность Республики Татарстан за рубежом
  • экологическая нагрузка на территории ряда производств

В регионе ведутся работы по одновременному созданию и развитию производственных площадок в нескольких муниципальных образованиях, которые смогут предложить те же условия для развития, что и особая экономическая зона, чтобы равномерно охватить территорию региона и преодолеть непропорциональное социально-экономическое развитие территорий региона. В настоящее время за иностранного инвестора, особенного крупного, идет жесткая конкуренция. Многие регионы России для повышения социально-экономического развития и оттока квалификационной рабочей силы в другие регионы, стали уделять должное внимание инвестиционной политике и созданию благоприятной деловой среды. Практически все регионы обладают хорошим инвестиционным потенциалом и предлагают инвесторам похожие продукты в виде льгот, преференций и промышленных площадок.

Таким образом, в условиях мирового экономического кризиса и нестабильности макроэкономической ситуации в национальной экономике, в Республике Татарстан необходимо проводить дальнейшую работу по повышению инвестиционной привлекательности региона. Развитие инвестиционной деятельности на территории региона будет способствовать обеспечению экономического роста и благосостояния населения региона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here