Рыночная реформа, кризисное состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности.

Понятие антикризисного управления

Термин «антикризисное управление» появился сравнительно недавно и означает новый тип управления, который большинство авторов использует по отношению к организациям, уже находящимся в зоне кризиса или банкротства. Успешное предупреждение или выход компании из кризисной ситуации называется антикризисным управлением.

Можно сказать, что антикризисное управление организацией теперь понимается как управление, которое направлено не только на вывод организации из кризиса, в том числе из состояния банкротства, либо, в крайнем случае, его ликвидация, а также предотвращение глубоких кризисных явлений, обеспечение успешного развития организации и решение главной задачи – максимальное удовлетворение материальных потребностей своих сотрудников.

Цели и задачи антикризисного управления

Основной целью антикризисного управления является восстановление финансового баланса предприятия и минимизация масштабов снижения его рыночной стоимости, вызванного финансовыми кризисами.

В процессе реализации своей основной цели антикризисное управление финансовым менеджментом предприятия направлено на решение следующих основных задач:

  1. Своевременная диагностика докризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых профилактических мер по предотвращению финансового кризиса.
  2. Устранение несостоятельности предприятия.
  3. Восстановление финансовой устойчивости предприятия.
  4. Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.
  5. Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия.

Для успеха организации менеджер должен уметь предвидеть возможность, вероятность возникновения определенных производственных ситуаций, быть настроенным к ним и действовать адекватно обстоятельствам. Менеджер всегда должен быть готов к антикризисным действиям на предприятии. На всех этапах развития экономики РФ существовало антикризисное управление. Таким образом, можно проследить тенденции развития антикризисного управления в теории и практике отечественной экономики. Сформированные этапы, определяемые развитием отечественной экономики, дают основу для анализа содержания, направления и методов антикризисного управления и позволяют исследовать формирование научных взглядов по теории антикризисного управления.

Проблема совершенствования антикризисного управления предприятием является одной из фундаментальных в теории и практике управления. Значительные пробелы в управлении предприятием в период кризиса делают необходимым разработку стратегии по улучшению предприятия. По мнению многих экономистов, именно стратегическое планирование должно рассматриваться как ключевой фактор успеха предприятия и преодоления кризисных ситуаций.

Стратегическое планирование в антикризисном управлении

Стратегическое планирование в антикризисном управлении учитывает не только анализ и состояние внутреннего рынка, но и, исходя из определенных возможностей компаний, включая производственные мощности, экономические и финансовые ресурсы, а также коммерческие возможности, обеспечивает формулирование и развитие целей развития для преодоления кризиса. Большое значение для эффективного функционирования компаний имеет разработка стратегических и тактических антикризисных планов. Стратегическое и тактическое планирование взаимосвязаны. Если предприятие своевременно отслеживает появление внешней угрозы и располагает временем, достаточным для выработки продуманной стратегии и тактики, то оно может последовательно решить возникающие проблемы. В кризисной ситуации реализацию необходимых изменений надо осуществлять в достаточно короткие сроки. Поэтому при планировании антикризисной стратегии и тактики необходимо стремиться к максимальной параллельности работ.

С началом внедрения новой стратегии, направленной на преодоление кризисной ситуации, компания сталкивается с проявлением стратегического разрыва – между новой стратегией и предыдущей. Поэтому, в рамках общего набора мер внедрение новой стратегии наиболее эффективно, когда оно сочетается с уже адаптированной структурой и подчиняется согласованной системе целей. Если предприятие своевременно отслеживало появление внешней угрозы и имеет достаточно времени для разработки эффективных ответных мер, оно может последовательно устранять все стратегические пробелы путем постепенной адаптации.

В заключение хочу сказать, что антикризисное управление должно существовать на всех предприятиях. Антикризисное управление заключается не только в нейтрализации и преодолении кризисов, но и в предотвращении возникновения кризисных ситуаций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here