Инициатива создания некоммерческих объединений исходит «снизу», от самих граждан – членов объединения, волонтеров и активистов. Это является залогом активного характера деятельности, идейности, истинной филантропии. Подобные объединения имеют возможность проникновения в слабо затронутые сферы жизни общества, о проблемах которых на государственном уровне, возможно, даже не знают, либо считают данные проблемы малозначимыми. Таким образом, можно говорить о новаторстве и опережении социальной политики, поскольку сами некоммерческие организации выбирают направление работы и более гибко подходят к решению поставленных задач в силу ограниченности ресурсов .

Здесь нет той инерционности, которая является неотъемлемым недостатком крупных производств, а также значительных материальных ресурсов. В результате некоммерческие организации вынуждены активно осваивать новые технологии, методы информационной и организационной кооперации, методы накопления, управления и использования нематериальных активов. Следствием желания людей объединиться в целях решения общей проблемы является направленность действий на разрешение сложной ситуации и причин ее возникновения, чтобы в корне изменить, улучшить положение клиента, а не поддерживать его на уровне выживания. Отсюда идет уклон среди оказываемых услуг на обучение клиента самостоятельному решению проблем, развитие навыков самопомощи, задействуются все ресурсы клиентов по максимуму. Технологичность, адресность и персонификация помощи, инновационность и оперативность также являются следствиями гражданского энтузиазма.

Внутренняя организация некоммерческих учреждений подразумевает менее формализованное взаимодействие работников, обмен информацией, нежели в государственных учреждениях. Отсюда следует отсутствие бюрократии и «бумажной волокиты» во многих случаях, по крайней мере, внутри самого сектора.

Все это доказывает острую необходимость не только создания, но и активного развития некоммерческих организаций. Для выявления проблем и трудностей развития некоммерческих организаций, в частности в Нижнем Новгороде, был проведен опрос, в котором принимали участие руководители следующих некоммерческих организаций: Нижегородская областная общественная организация «Сияние», Нижегородская региональная общественная организация «Общество развития творчества и спорта «Поток стихий», Благотворительный фонд «Жизнь без границ».

Большинство опрошенных руководителей отметили в числе преимуществ возможность осуществлять деятельность по тому направлению, которое не представлено никакими государственными учреждениями, большую свободу действий в области поиска финансирования, организации программ и проектов. Кроме того, к данной категории хотелось бы отнести такой фактор как конкуренция среди организаций. С одной стороны, для каждой отдельно взятой организации конкуренция представляет неудобство. Однако, конкуренция между собой позволяет выделить преимущества и слабости каждого учреждения и оставить на рынке услуг самые сильные организации. С другой стороны, это может быть препятствием для появления новых некоммерческих организаций.

Однако конкуренция существует не только внутри некоммерческого сектора. И, несмотря на то, что все вышеперечисленные структуры всерьез не воспринимаются в качестве конкурентов, так или иначе они влияют на работу некоммерческих организаций, являясь стимулом для совершенствования методов работы и поиска клиентов, поскольку деятельность негосударственного сектора нацелена на избежание дублирования услуг . По мнению экспертов, «у некоммерческих организаций больше степень свободы, по сравнению с другими формами организаций некоммерческого сектора. Легче выйти на свою целевую аудиторию и варьировать её. Некоммерческие организации хорошо сочетаются с социальным предпринимательством, многие проекты взаимно дополняют и поддерживают друг друга».

Но существуют ограничения, препятствующие деятельности некоммерческих организаций, которые можно поделить на две основные категории:

  • внешние, обусловленные политикой, законодательством, межсекторным взаимодействием;
  • внутренние, являющиеся следствием работы самой организации, типичные многим некоммерческим организациям.

Внешние ограничения в деятельности некоммерческой организации таковы:

  1. Недоверие и невнимание к некоммерческому сектору – отражение патерналистской политики, осуществляемой в период СССР и частично оставшейся сейчас.
  2. Расхождение в деятельности, официально признанной приоритетной и деятельности, реально осуществляемой некоммерческими организациями.

К внутренним проблемам стоит отнести следующие моменты:

  1. Недостаточная информированность жителей о различных некоммерческих организациях. Как комментируют ситуацию руководители нижегородских некоммерческих организаций: «Очень тяжело пробиваться. Поначалу все относятся к тебе с недоверием, и это обоснованно. А вот когда уже есть за спиной проекты реализованные, кто-то о нас знает, видит результаты – все становится намного проще».

Иными словами, должно пройти довольно много времени, чтобы о проекте узнали люди, в организацию пришли волонтеры и просто клиенты. С другой стороны, у всех организаций, участвовавших в опросе, есть свой сайт, однако можно выделить ряд общих недостатков в их работе:

  • сайт сложно найти, если не знать его точный адрес;
  • информация на сайтах плохо структурирована;
  • при описании совместных проектов, нет ссылок на партнерские организации, они просто перечислены.

Недостаток профессионализма кадров и их текучесть отражаются на уровне оказания услуг. Но самую большую угрозу здесь несет неосведомленность о законодательстве, регулирующем данную отрасль. Больше всего проблем возникает с налогообложением. Средства, получаемые организацией, должны идти строго на уставные цели. Под уставной деятельностью некоммерческих организаций понимают основную непредпринимательскую деятельность, ради которой данная организация создана. В отличие от коммерческих организаций, деятельность которых всегда преследует получение прибыли, уставная деятельность некоммерческих организаций направлена на достижение общественных благ (ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Впрочем, основные источники, которые следует изучить – это законы «О некоммерческих организациях» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» .

Таким образом, не только законодательные и финансовые аспекты мешают развитию некоммерческого сектора, но и внутренние проблемы самих организаций. Самыми серьезными препятствиями эксперты считают слабую информированность населения о деятельности сектора, дефицит узких специалистов в некоммерческих организациях и подрыв имиджа некоммерческих организаций.