Присутствие на предприятии долгосрочных планов, а также формулировка миссии и целей не является само по себе гарантом применения инструментов стратегического управления. Зачастую строительство планов идет без учета влияния внешней среды, т.е. поведение среды считается предсказуемым и поддающимся контролю и управлению. Стратегическое управление предполагает учет динамичности и изменчивости внешней среды на управление предприятием.

Стратегическое управление

Развитие капиталистических механизмов в современной России выводит на авансцену новые способы и принципы функционирования предприятий. На сегодняшний день важнейшую роль в результате работы играет эффективное управление, однако свой отпечаток накладывает продолжительный кризис, низкий уровень материально-технической базы большинства предприятий, отсутствие достаточного уровня инвестиционной активности. Все это не дает должным образом развиваться отечественной экономике, влияя на конкурентоспособность предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, в современном мире, где конкуренция растет год от года на фоне интеграционных явлений, грамотное управление предприятием выходит на первый план. Способность в кратчайшие сроки адаптироваться к новым реалиям и условиям рынка, своевременно реагировать на внешние и внутренние факторы среды есть краеугольный камень обеспечения конкурентоспособности.

Количество руководителей, чье управление базируется на прежних методах планирования, системах учета и анализа, становится с каждым днем все меньше и меньше из-за растущего уровня неэффективности данного способа ведения дел.

Теоретические и прикладные аспекты стратегического управления остаются недостаточно изученными в современной литературе, в особенности это касается отечественных специалистов. Необходимы дальнейшие исследования, ведущие к развитию теории, на базе которой должны быть даны конкретные рекомендации по внедрению инструментов, позволяющих принимать решения при стратегическом способе управления предприятием.

Стратегия в истории менеджмента

Само понятие «стратегия» вошло в обиход руководителей лишь в середине XX века, когда проблема правильной реакции на неожиданные изменения приобрела чрезвычайное значение. Различные авторы определяют стратегию по-разному. Одни рассматривают ее в прикладном формате, другие исследователи анализируют вопрос с точки зрения методологии. Т.е. необходимо отметить, что какого-то общего мнения по данному поводу в научной среде сейчас нет, и само понятие имеет широкое значение.

  1. Томпсон и Стрикленд определяют стратегию как план управления организацией, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
  2. Аналогичное определение стратегии можно найти у М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, которые утверждают, что стратегия по своей сути является детальным, всесторонним и комплексным планом, предназначенным для обеспечения существования миссии организации и достижения ее целей.
  3. По мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова стратегия – это долгосрочно и качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде.
  4. В более сжатой форме определение стратегии дает Р. Грант. Он утверждает, что стратегия – это планирование способов, посредством которых организация или индивид может достичь поставленных целей.

Если рассматривать вопрос эволюции подхода к управлению предприятием, то необходимо отметить, что исследователи детальнее учитывают растущий уровень нестабильности внешних факторов, отказываясь от идеи предсказуемости будущего.

Подходы к управлению предприятием

Общепринятая классификация подходов к управлению предприятием включает четыре системы:

  • управление, основанное на бюджетировании (с 1900 г.);
  • управление, основанное на экстраполяции, т.е. долгосрочное планирование. Развитие предприятия можно спрогнозировать на основе тренда, связанного с тенденциями прошлого (с 1950 г.);
  • управление, основанное на предвидении изменений, т.е. стратегическое планирование. Темпы изменения внешней среды ускоряются значительнее, но предвидеть угрозы и опасности внешнего окружения возможно. Предполагается дальнейшее их использование в стратегическом плане развития предприятия (с 1970 г.);
  • управление, основанное на гибких экстренных решений, т.е. стратегическое управление. Внешняя среда изменяется настолько быстро и стремительно, что невозможно данные изменения заранее предусмотреть (с 1990 г.).

Своим рождением стратегическое планирование обязано постоянным усложнениям, происходящим в экономике из-за растущей сложности производства и высокого влияния внешней среды на работу предприятий. Использование традиционных методов в виде долгосрочного планирования, предполагающего продление исторически сложившихся тенденций и базирующегося на принципе экстраполяции, перестало отвечать требованиям уже в 60-70-х годах прошлого века. Переход от долгосрочного планирования к стратегическому планированию, а позднее и к стратегическому управлению, стал жизненно необходим для многих предприятий, работающих в рыночной среде.

Несомненно, одним из важнейших внешних факторов является глобализация, которая по своей сути является связью между технологическим, финансовыми потоками, обменом товаров и услуг между различными странами.

В современной России, помимо получившей широкую популярность бизнес-модели «купи дешевле – продай дороже», все большее применение находят модели, представленные западными фирмами и совместными предприятиями на территории России. В первую очередь, речь идет о структурных изменениях в сфере управления, учитывающие технологические нововведения. Предприятий, работающих по советской модели, с каждым годом становится меньше.

Вышеизложенная тенденция ведет к разгосударствлению экономики, началу формирования частного инвестиционного рынка, совершенствованию процессов производства, а также эффективному использованию материально- технических ресурсов. Следствием этого является увеличение конкурентоспособности и поступательный процесс развития.

Некоторые исследователи считают, что стратегическое управление есть деятельность руководства высшего уровня, которое предполагает выделение перспективных направлений развития предприятия, постановку целей и задач, поддержание эффективного взаимодействия между предприятием и его внешним окружением.

С другой стороны, стратегическое управление – процесс принятия и претворения в жизнь стратегических решений, где основным звеном является стратегический выбор, основанный на сравнении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения. Стратегия тут является основным связующим звеном между целями предприятия и линией его поведения.

Необходимо отметить, что стратегическое управление имеет ситуационный характер, т.е. предполагает наличие творческого подхода проблем, системный характер, т.е. зависит от самой системы, конкурентный характер, т.е. пытается использовать преимущества над конкурентами.

Из факторов, благодаря которым приобретается конкурентное преимущество, выделяют:

  1. Человеческие ресурсы и труд;
  2. Капитал;
  3. Предпринимательство;

Ресурсы, используемые предприятием, классифицируются следующим образом:

  1. Материальные ресурсы;
  2. Технологические ресурсы;
  3. Информационные ресурсы;
  4. Организационные ресурсы.

Как говорилось ранее, эффективность управлениям предприятием достигается повышением эффективности использования материальными и нематериальными ресурсами предприятия, а именно:

  • уменьшение материальных запасов;
  • уменьшение запасов незавершенного производства;
  • проведение инвентаризации материальных активов;
  • улучшение показателей использования оборудования;
  • достижение экономии материальных средств и пр.

Исследование стратегического управления предприятием должно осуществляться на основе использования методологии системного подхода с рассмотрением в качестве объекта системного анализа логической связи процессов принятия стратегических решений, как категории средств достижения цели, и стратегического решения, как целевой категории. Использование такого сложного объекта системного анализа имплицирует необходимость представления стратегического управления с позиций развивающейся системы, в которой средства управления трансформируются в цели управления, а цели затем становятся средствами.