Инновационные методы управления – это методы управления целостной структурой системы с использованием нововведений в основных функциях управления (организационная структура, развитие, мотивация), которые позволяют системам эффективно реализовывать собственную стратегию, повышать конкурентоспособность, сохранять и развивать устойчивость.

Специфика использования инновационных методов управления в крупных компаниях или региональных системах заключается в директивном способе внедрения управленческих инноваций. Экономическая эффективность управленческих инноваций может превосходить эффективность технологических инноваций при условии планомерного и целенаправленного их внедрения менеджментом компании.

Роль инновационных методов управления

Роль инновационных методов управления в совокупной системе управления крупными и мелкими системами достаточно велика. Это объясняется тем, что инновационный метод, внедренный в управление, призван не просто укрепить, но и кардинально изменить существующее положение системы. Кроме того, роль принципиально нового метода вполне сопоставима с ролью любой инновации. Другими словами, это можно объяснить так:

инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития.

Обосновано применяя те или иные инновационные методы в соответствии со спецификой системы, можно добиться следующих результатов:

  • повышение уровня конкурентоспособности системы;
  • оптимизация уровня потребления ресурсов;
  • уменьшение экономических издержек  и   издержек   человеческого потенциала;
  • повышение эффективности функционирования системы;
  • переход на более прогрессивную ступень развития.

Следует также отметить, что внедрение инновационных методов управления призвано искоренить или отодвинуть на второй план те методы управления, которые идут в разрез с быстроменяющимися условиями окружения. Таким образом, инновационные методы выполняют функцию санации глобальной системы управления, что в свою очередь способствует возрастанию роли инновационных подходов.

Стандартные методы управления

Стандартные методы управления – это методы, прочно укрепившиеся в организационной системе. Функционируя и развиваясь, система может расширять свои границы. Так, например, предприятие, выходя на новые рынки, завоевывая неохваченные сегменты, вынуждено отступать от приевшихся методов в управлении и находить принципиально новые. Это и есть вторая граница инновационности – граница, связанная с эффективностью. Другими словами, методы приобретают статус инновационных в тех ситуациях, когда старые методы, привычные схемы уже не работают. Сюда можно отнести также кризисные состояния систем.

Виды методов управления

Все многообразие методов управления системами принято условно делить на 3 больших группы:

  • экономические
  • административные
  • социально-психологические

Экономические предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. К ним относятся планирование, стимулирование, хозрасчет и другие экономические рычаги, применяемые на макро- и микроуровнях управления.

Административные (организационно-распорядительные) методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинение закону, правопорядку, старшему по должности. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций.

Для достижения максимальной эффективности управления необходимы духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздействуют на сознание работников, на социальные, этнические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности.

Зачастую на практике использование определенного набора стандартных методов управления организационными системами приводит к тому, что предприятие, учреждение или иная крупная система функционирует, но неэффективно, развивается, но не динамично, при этом в некоторых случаях наблюдается некоторое противоречие постоянно меняющемуся технологическому, социальному и природному окружению. Именно поэтому каждой системе необходимо предусмотреть и оценить возможности внедрения инновационных методов управления. Инновационные методы, как правило, основываются на взаимодействии со многими процессами в технической, экономической, социальной и природной сфере, создают преимущества отдельным предприятиям, регионам и странам. Им принадлежит ключевая роль в реализации основного императива устойчивого развития – гармоничного сочетания экономического роста с сохранением природной среды и социального прогресса.

Инновационные методы управления

Рассматривая методы управления и сопоставляя их с признаками инновационности, к общеизвестной классификации можно добавить совершенно нестандартные методы. Они и будут дифференцироваться по признаку инновационности. К ним можно относить следующие методы:

  • самоорганизация, или самоуправление;
  • полная или частичная автоматизация управленческих процессов;
  • кластерный подход;
  • оптимизация управляемых единиц;

Необходимо еще раз сделать акцент на том, что перечисленные методы могут изменяться в соответствии с развитием окружающей управленческой среды. Производные от них – это способ приспособиться к определенным ситуациям, например, кризисным.

Эффективное использование инновационных методов как части инноваций в целом, позволяет преодолевать количественную ограниченность природно-естественных и людских ресурсов и создавать условия для обеспечения долговременной положительной динамики экономического развития. В мировом масштабе позиции стран определяются новыми условиями конкуренции, их способностью к непрерывному превращению научных знаний в инновационные продукты, реализуемые на рынке. Страны, в которых отлажен механизм финансирования и экономического стимулирования инновационной деятельности, выходят в лидеры и сохраняют свои позиции в международных рейтингах конкурентоспособности даже в условиях кризиса.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие инновационного метода берет свое начало из определения обычного метода и представляет собой метод управления целостной структурой системы с использованием нововведений в основных функциях управления, которые позволяют системам сохранять свою устойчивость и преуспевать в развитии в долгосрочной перспективе. Инновационным метод становится тогда, когда система, в которой применяется тот или иной метод пересекает некоторые границы инновационности.

Управление инновационным процессом в регионе

Учитывая то, что каждый отдельно существующий регион имеет свою структуру, отличную от других, целесообразно будет называть их региональными системами. В условиях глобализации и международной конкуренции инновационный вариант развития российской экономики является фактически безальтернативным. Актуальность инновационного развития регионов продиктована не только внешними вызовами, но и внутренними проблемами, а именно, необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны. Сохраняющийся высоким уровень дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ ведет к ежегодным потерям в 2-3% ВВП. Кроме того, именно от инновационной активности и инновационной восприимчивости региональных экономик и отраслей зависит стратегическая конкурентоспособность России в мировой экономике.

Необходимо понимать, что от того, насколько результативно осуществляются инновационные преобразования, зависит эффективность функционирования, как национальной экономической системы, так и ее регионов. В то же время именно от того, насколько успешно преобразовываются региональные системы с точки зрения инновационных процессов, так и будет складываться общая картина по стране. Целесообразно было бы добавить, что инновационное развитие региона — это социально- экономический процесс, в основе которого лежит формирование региональной инновационной системы в широком смысле этого слова. Она должна быть способна к увеличению инновационного потенциала региона и его реализации путём организации высокотехнологичных производств, основанных на использовании интеллектуального труда и продуктов, создающих высокую добавленную стоимость. Инновационный потенциал региона составляет совокупность факторов и условий, характеризующих способность региона к инновационному развитию. Инновационный потенциал — это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.

Главная особенность развития инновационных процессов региональных систем состоит, в первую очередь, в ориентации на профильные отрасли региона, приоритеты его развития, на максимальное использование тех или иных преимуществ региона. Успешное развитие инновационной деятельности в большинстве стран связано с системой государственной поддержки научно- инновационной сферы в экономике. Если государство не даст так называемый старт, то реализация инновационной активности региональных систем рано или поздно сведется к минимуму.

Региональные инновационные программы

В настоящее время основным инструментом реализации инновационной политики являются региональные инновационные программы. Такая программа может предусматривать пути инновационного изменения в систему управления внутри региональной системы. Как правило, подобные программы имеют юридически оформленную форму в виде документа. Его принятию предшествует огромная работа, состоящая из нескольких этапов. Это и постановка целей, задач, их согласование, и определение проблемного поля в области инновационной деятельности региональной системы, и пути разрешения этих проблем. При этом нужно помнить, что проблемы в крупных и малых системах могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Далее согласуются издержки на осуществление мероприятий программы. И, наконец, мероприятия воплощаются в информационный носитель – инновационную программу.

Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать, прежде всего, на собственные силы и ресурсы, а так же, как отмечалось ранее, на государственную поддержку в технологическом преобразовании регионов, в развитии инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и совершенствовании системы управления.

Региональный контроль

Еще одним специфическим элементом инновационного развития в управлении региональных систем является потребность в контроле. Для многих регионов контроль – это механизм своевременного обнаружения проблем при внедрении той или иной инновации. Если проблема приобретет крайне серьезный характер, то есть вероятность, что нововведение отрицательно скажется на деятельности региона, что затронет абсолютно все элементы системы. Кроме того, контроль – это дополнительный стимул для эффективных преобразований. При этом необходимо понимать, что в этом случае контроль включает в себя не только технологическую и техническую составляющую, но и финансовый контроль за распределением денежных средств, выделенных из бюджета государства или самого региона и направленных на реализацию инновационной деятельности.

Кластерная политика

Большое влияние на инновационные преобразования в регионе, в том числе в системе их управление, оказывает кластерная политика. Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами — участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения трансакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Кластерный подход напрямую связан с повышением конкурентоспособности территории не только потому, что он одновременно воздействует на производительность и занятость, но и потому, что снимает противоречия между ними. Уровень производительности труда в кластере растет за счет специализации, а уровень занятости – за счет привлечения и формирования новых субъектов экономической деятельности в родственных и поддерживающих отраслях. Именно это специфику развития региональных систем необходимо учитывать при внедрении инноваций в управление.